Дмитрий Ковтун не будет давать показания на слушаниях о гибели Литвиненко без разрешения Москвы

undefined

Дмитрий Ковтун, которого британское следствие подозревает в причастности к отравлению полонием Александра Литвиненко, все же не даст показаний на открытых судебных слушаниях о гибели перебежчика из ФСБ. Как сообщает ВВС, коронер сэр Роберт Оуэн дал свидетелю время до 9.00 понедельника (по Гринвичу), чтобы определиться и начать давать показания. Однако Ковтун заявил, что не смог связаться с российским следователем, который в Москве расследует гибель Литвиненко, и получить разрешение на дачу показаний на процессе.

По словам бизнесмена, выступать на процессе без разрешения российского следствия он не мог, так как давал подписку о неразглашении. Даже если бы он успел связаться со следователем до истечения дедлайна, назначенного сэром Робертом, ему пришлось бы согласовать с представителем СКР, какую информацию он может сообщить британскому суду. Он отверг обвинения в попытке затянуть процесс и заявил, что будет готов дать показания, как только получит разрешение российского следствия.

Представитель Лондонской полиции Ричард Хоруэлл заявил, что окончательное решение Ковтуна его не удивляет. «Создается впечатление, будто согласие Ковтуна на дачу свидетельских показаний на самом деле было не больше чем попыткой стать ключевым фигурантом слушаний и получить максимум возможной информации о процессе», — сказал он. Ковтун эти подозрения отверг.

По версии британской полиции, Литвиненко отравили полонием-210 в чашке чая и он умер через три недели после отравления, 23 ноября 2006 г. Следствие ранее называло двух подозреваемых в отравлении Литвиненко: Андрея Лугового (ныне депутат Госдумы от ЛДПР) и Дмитрия Ковтуна. Оба свою вину отрицают. Луговой последовательно отказывался давать показания на открытых слушаниях по делу Литвиненко. Ковтун неожиданно в марте согласился выступить в суде по видеосвязи. Суд обязал его до 22 мая письменно ответить на девять вопросов следствия, а также передать органам дознания имеющиеся у него документы по делу. В конце мая Высокий суд Лондона подтвердил получение документов от Ковтуна.

Советник дознания Робин Там в суде заявил, что британская сторона действительно запрашивала российские власти о том, не имеет ли российская сторона возражений против того, чтобы показания Ковтуна были взяты с территории Российской Федерации с помощью видеосвязи. На прошлой неделе британское МВД получило ответ от СКР. Там назвали этот ответ «двусмысленным, так как из него непонятно, необходимо ли для участия в слушаниях согласие лишь лично Ковтуна или же разрешение должно исходить от российского правительства», цитирует Русская служба ВВС. При этом Москва запретила использовать в слушаниях по делу Литвиненко материалы допросов Дмитрия Ковтуна и Андрея Лугового, которых в России в декабре 2006 г. допрашивали и российские, и британские следователи.

Как передает ВВС, судья выразил удивление тем, что ответ на запрос британской стороны поступил из Следственного комитета России с полугодовой задержкой. Он объявил, что теперь тексты этих допросов будут изъяты из материалов слушания и формально их содержание не может учитываться при вынесении итогового решения. Однако, по его словам, к делу можно будет приобщить показания британских следователей, которые допрашивали Ковтуна и Лугового.

В минувшую пятницу на слушаниях прозвучали показания секретного свидетеля, который утверждал на допросе в германской полиции, что Ковтун спрашивал его в 2006 г., где можно приобрести сильный яд. Этот свидетель работал с Ковтуном в одном ресторане в Гамбурге в 1990-е гг.

Адвокат Ковтуна проинформировал его, что в случае дачи показаний он может нарушить статью 457 УК («Исполнение в РФ запроса о правовой помощи») и статью 310 («Разглашение данных предварительного расследования»).

Свою вину в гибели Литвиненко он не признает. По мнению Ковтуна, если дело дорасследовать, может подтвердиться, что Литвиненко был отравлен до встречи с ним и Луговым, и тогда многие вопросы отпадут.