Госконтракт на строительство третьей полосы в «Шереметьево» может быть расторгнут

Заказчик уведомил «Трансстрой» о расторжении договора. Подрядчик настаивает, что это может сделать только суд
Заказчик сослался на «многочисленные нарушения» в работе подрядчика – «Инжтрансстроя»/ transstroy.ru

ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» направило в корпорацию «Трансстрой» уведомление о расторжении госконтракта на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в "Шереметьево". Об этом агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе ФГУП. "Все процедуры по расторжению контракта определены самим контрактом и действующим законодательством", – сказал собеседник агентства.

"Администрация гражданских аэропортов" (АГАА) столкнулась "с многочисленными нарушениями" при работе «Трансстроя» на площадке, добавил представитель ФГУП. «До расторжения контракта у подрядчика на объекте отсутствовало должное количество рабочего персонала и строительной техники. Кроме того, работы осуществлялись в основном субподрядными организациями. Кроме того, за «Трансстроем» была зафиксирована недобросовестность в обращении с бюджетными средствами», – цитирует "Москва". Сотрудник ФГУП пообещал, что новый тендер будет проведен в максимально сжатые сроки, соответствующие действующему законодательству.

«Контракт между ЗАО «Инжтрансстрой» и ФГУП «АГАА» стоимостью 22,6 млрд руб. на строительство ВПП-3 в "Шереметьево" не расторгнут", – заявил "Ведомостям" представитель "Трансстроя". "Согласно условиям контракта и в соответствии с ФЗ-44 госконтракт может быть расторгнут только в судебном порядке. Следует отметить, что 23 июня 2015 г. ЗАО «Инжтрансстрой» предложило заказчику расторгнуть контракт на условиях компенсации компании ущерба в размере 4,1 млрд руб. В случае отказа со стороны заказчика расторжение контракта пройдет в судебном порядке, – сказал он. – Кроме того, не соответствует действительности и информация заказчика о том, что за «Трансстроем» была зафиксирована недобросовестность в обращении с бюджетными средствами. Проверок в отношении «Трансстроя» не проводилось, фактов нецелевого использования средств также не установлено».

Структура "Трансстроя" – «Инжтрансстрой» – начала реализацию проекта в 2011 г. Росавиация выдала ФГУП "АГАА" разрешение на строительство комплекса ВПП-3 в "Шереметьево" 28 августа 2012 г. Стоимость проекта оценивается в 26,3 млрд руб., финансировать его предполагается через ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.» . Ввести третью полосу в эксплуатацию предполагалось к 2018 г., к чемпионату мира по футболу.

27 мая ФГУП объявило, что строительство ВПП-3 полностью остановлено. Представитель предприятия рассказал "Ведомостям", что персонал и техника на строительной площадке отсутствуют, поставка материалов, оборудования и подготовка производственной базы не осуществляются, расчеты с субподрядными организациями прекращены. В АГАА подчеркивали, что подрядчик получил по двум контрактам авансы в 4 млрд и 1,1 млрд руб., но, несмотря на авансирование, строительно-монтажные работы шли медленно, "значительно отставая от запланированных сроков".

10 июня замгендиректора "Трасстроя" по стратегии и развитию Иван Петриди заявил, что его компания инициирует расторжение контракта по ВПП-3. Компания не видела возможным завершить работы по контракту до 30 июня 2015 г.

По информации "Трансстроя", АГАА подала в Сбербанк документы с намерением получить гарантийный платеж как «за уже признанные им как выполненные работы по контракту, то есть реализованные подрядчиком полностью, в срок и с надлежащим качеством, так и за работы, выполнить которые подрядчик не может по вине самого заказчика». 15 июня Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск "Трансстроя" о признании незаконным требования АГАА выплатить ему банковскую гарантию по проекту строительства ВПП-3. Об этом сообщало РАПСИ  со ссылкой на информированный источник. 23 июня "Инжтрансстрой" направил Росавиации предложение о расторжении контракта по ВПП-3. В случае выработки заказчиком решений для завершения проекта инжиниринговая компания выражала готовность завершить текущий контракт.

21 июня замминистра транспорта Николай Асаул заявил ТАСС, что Минтранс рассчитывает прекратить договорные отношения с подрядчиком строительства третьей взлетно-посадочной полосы до конца июня. Он объяснил, что подрядчик уже "полгода не показывает нужных темпов строительства". На тот момент, по словам чиновника, принципиальное решение о расторжении контракта было принято, обсуждалась только юридическая сторона. "Мы нацелены на то, чтобы достичь согласия по прекращению договорных отношений в июне. Если придется прибегать к судебным процессам, на это потребуется чуть больше времени", – цитировал ТАСС Асаула. На вопрос, кто будет новым подрядчиком, Асаул ответил: "Круг игроков на этом рынке не такой широкий. Сто процентов это будет российская компания. Думаю, что в ближайшее время все будет определено".

ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», выполнявшая работы в аэропорту «Шереметьево», входит в АО «Корпорация «Трансстрой». «Трансстрой» до декабря 2014 г. контролировал «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Но холдинг продал контроль в подрядчике компании Transstroy Holding (ООО "Проектно-строительная компания "Трансстрой") предпринимателю Егору Андрееву. По данным списка аффилированных лиц на 30 июня, ПСК «Трансстрой» владеет 85,7% голосующих акций корпорации «Трансстрой». Андреев до приобретения «Трансстроя» владел Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов и другими активами, писал «Интерфакс».