Подмосковные власти просят Минстрой разрешить без суда изымать долгострои

Это поможет не допустить появления обманутых дольщиков, считают они
В Подмосковье сейчас 34 долгостроя/ С. Портер/ Ведомости

Предложения губернатора Московской области Андрея Воробьева о принудительном изъятии долгостроев направлены в Минстрой России, сообщил заместитель председателя правительства региона Герман Елянюшкин. Речь идет о возможных поправках в 214-й федеральный закон «Об участии в долевом строительстве» и Земельный кодекс, уточнил представитель подмосковного правительства. Представитель Минстроя подтвердил получение такого письма.

Правительство Московской области предлагает внести в 214-й закон поправки, которые бы позволяли по решению уполномоченного органа власти, т. е. без суда, изымать у девелоперов проблемные долгострои. Мера необходима, чтобы не допустить появления новых обманутых дольщиков, объясняет Елянюшкин. По его словам, сегодня недобросовестные застройщики отказываются передавать простаивающие площадки инвесторам, согласившимся достроить квартиры для пострадавших.

В 18 муниципальных образованиях Московской области насчитывается 34 долгостроя и 6256 обманутых дольщиков, напоминает Елянюшкин. По данным регионального правительства, застройщики 18 проблемных объектов стали банкротами, а в отношении руководителей шести компаний заведены уголовные дела – двое из них находятся в розыске. По всем долгостроям подмосковные власти разработали механизмы обеспечения прав обманутых дольщиков, отмечает заместитель председателя областного правительства, но введение процедуры банкротства в отношении застройщика затягивает процесс реализации проблемных объектов.

Кто такой обманутый дольщик

Согласно приказу Минрегионразвития дольщики считаются пострадавшими, если строительство дома прекращено или приостановлено более чем на девять месяцев, когда на такой же срок затягивается сдача дома, если застройщик больше не владеет или не может пользоваться участком под строительство; когда квартира продана одновременно нескольким лицам; при банкротстве застройщика и проч.

Сейчас согласно 214-ФЗ соинвесторы, участвующие в строительстве жилья, могут обладать правом залога на земельный участок, а также на недостроенные объекты на нем. Предлагаемые областью поправки, по словам Елянюшкина, предусматривают обязательное включение в договор участия в долевом строительстве (ДДУ) условий внесудебного взыскания на предмет залога. Оно должно производиться в пользу дольщиков уполномоченным органом субъекта России по обращению любого участника ДДУ. Также область просит внести поправки, которые дают возможность региону проводить конкурс на достройку или продажу объекта. Новому застройщику без конкурса предлагается предоставить дополнительные земельные участки, необходимые для завершения строительства объекта.

Минстроем при доработке законопроекта, который вносит изменения в 214-ФЗ и принят Госдумой на прошлой неделе, предложен ряд исчерпывающих мер для защиты прав дольщиков, сообщил представитель министерства. По его словам, в том числе в него вошли нормы, касающиеся механизма обеспечения завершения строительства и расширения полномочий контролирующих органов российских субъектов. Также внесены поправки в закон о банкротстве, упрощающие передачу участка и объекта строительства от недобросовестного застройщика новому приобретателю.

Предлагаемые изменения в Земельный кодекс о предоставлении компенсационного земельного участка для завершения строительства требуют детальной проработки, добавляет представитель Минстроя. В целом решение будет приниматься после детального анализа, резюмировал он.

Изъятие замороженных строек может оказаться действенной мерой, считает партнер девелоперской компании «Химки групп» Дмитрий Котровский. Но инициатива должна коснуться прежде всего тех, кто заведомо не собирался исполнять обязательства, а критерии оценки таких долгостроев должны быть прозрачными – нереагирование на предписания, отсутствие динамики строительства, оговаривается он. Кроме того, земля – это частная собственность, а инвестиционная себестоимость может быть в разы выше и расходов на строительство, и фактической стоимости участка, отмечает Котровский.