Статья опубликована в № 4029 от 09.03.2016 под заголовком: Xiaomi задерживается

Xiaomi и российские ритейлеры обсуждают условия продаж ее смартфонов в России

Производитель и продавцы не могут договориться о цене

«Связной» открыл на своем сайте раздел, посвященный смартфонам Xiaomi, – корреспондент «Ведомостей» насчитал в нем более 10 моделей этих устройств китайского производителя. Цены на них не указаны, а самих смартфонов в наличии нет, сообщает сайт ритейлера. В справочной службе «Связного» также говорят, что эти аппараты розничная сеть пока не продает. Детали переговоров с партнерами представитель «Связного» Мария Заикина не комментирует. Работа онлайн-витрины позволяет в том числе спрогнозировать спрос на разные модели смартфонов Xiaomi, говорит она.

Xiaomi, созданная в 2010 г., в 2015 г. заняла 5-е место по отгрузкам смартфонов на мировой рынок, следует из отчета Gartner (см. врез). Компания также является вторым по оценке стартапом в мире. По информации The World Street Journal, самый дорогой стартап в мире – Uber, инвесторы оценили его в $51 млрд. Xiaomi оценивается в $46 млрд. Среди инвесторов китайского производителя есть и российские – в частности, доля в нем принадлежит Алишеру Усманову и Юрию Мильнеру.

Несмотря на это, в российской рознице смартфоны Xiaomi пока не продаются. В «Связном» можно купить одну модель планшета Xiaomi за 16 990 руб. Кроме того, с февраля 2016 г. в интернет-магазине «Связного» продаются спортивные браслеты Xiaomi, они входят в топ-3 самых популярных «умных» аксессуаров в «Связном».

План сорван

65,6 млн смартфонов поставила на рынок в 2015 г. Xiaomi и заняла 4,6% этого рынка (на 0,1% больше, чем в 2014 г.). При этом сама компания планировала продать в 2015 г. 100 млн смартфонов. Лидирует на мировом рынке Samsung, поставивший в 2015 г. 320,2 млн смартфонов (22,5% рынка). В Китае, по данным IDC, Xiaomi в 2014 г. обошла Samsung по количеству поставленных смартфонов (12,5% рынка против 12,1% у южнокорейского конкурента)

Осенью 2014 г. смартфоном Xiaomi Mi4 в России начал торговать китайский интернет-магазин JD.com. Представитель JD.com тогда говорил «Ведомостям», что у ритейлера контракт с Xiaomi на Россию сроком на год: вполне возможно, в будущем российским покупателями будут доступны и другие модели смартфонов.

О продажах Xiaomi ведет переговоры и «Евросеть», говорит ее президент Александр Малис, не раскрывая их деталей. Переговоры с китайским производителем также ведет розничная сеть МТС, они находятся в продвинутой стадии, утверждает ее представитель Дмитрий Солодовников, но сроки начала продаж также не называет. «М.видео» открыта к переговорам с Xiaomi, потенциал роста на российском рынке у этого бренда есть, считает представитель «М.видео» Ольга Кобзарева.

Если покупать Xiaomi, например на JD.com, цены на смартфоны действительно кажутся привлекательными, рассуждает менеджер одной из розничных сетей. Но для розничных сетей они выйдут дороже, чем для частных лиц, покупающих их в китайских интернет-магазинах, объясняет он. Им придется, в частности, платить НДС и цена окажется слишком высокой, утверждает он. Цены, которые предлагает Xiaomi, примерно на 20% выше тех, которые готовы платить российские ритейлеры. Эта разница складывается, собственно, из НДС, таможенных пошлин и некоторых других расходов, утверждает он.

При этом бренд Xiaomi мало знаком массовому покупателю, замечает источник, близкий к одной из розничных сетей.

Дело не только в высоких закупочных ценах – производитель и ритейлеры не могут договориться, кто и сколько будет платить за маркетинг и рекламу в России, торговое оборудование, каковы будут бонусы продавцам, утверждает сотрудник другой розничной сети.

О том, что российские ритейлеры готовы платить за смартфоны Xiaomi примерно на 20% меньше, чем хочет производитель, знает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Xiaomi присутствует на ряде развивающихся рынков, но подавляющее большинство продаж компании приходится на Китай, отмечает он. Смартфоны Xiaomi производятся в Китае и относительно небольшими партиями продаются на распродажах в интернете, но в России такая практика совершенно неприемлема, уверен Муртазин. Чтобы торговать в России, необходимо организовывать логистические схемы, арендовать склады, платить налоги – все это ведет к повышению цен на смартфоны, объясняет он.

По данным Муртазина, в 2015 г. в России было продано около 25 млн смартфонов, из них 0,5–0,75 млн, т. е. 2–3%, было куплено напрямую в китайских интернет-магазинах. Неофициальные продажи Xiaomi в России он оценивает в десятки тысяч устройств. Если бы компания работала с крупными розничными сетями, продажи могли бы быть значительно больше, считает он.

Бизнес-модель с распродажами смартфонов по бросовым ценам не слишком жизнеспособна на российском рынке, где основные продажи аппаратов идут через розничные сети, уверен сотрудник одного из ритейлеров. Xiaomi необходимо искать другие схемы выхода на рынок, при которых их продукты смогут стать конкурентоспособными, считает он.

Представители Xiaomi не ответили на запрос «Ведомостей».

Синодов Юрий
12:12 09.03.2016
Если вкратце: переговоры идут уже почти два года, Xiaomi считает, что её телефоны будут разлетаться как горячие пирожки, "товар сам себя продаёт", типа. У ритейлеров в этом есть сомнения: это не Samsung, не Apple, и даже не Huawei. То есть, маркетинговая активность, если она будет, ляжет на плечи ритейлеров. Им это не нужно: ты тратишь деньги, продвигаешь новый (в целом, а не только для гиков) на российском рынке бренд, потом на тебя смотрят — "О, брат, да что-то продажи совсем плохие" и меняют на другую сеть. Другая сеть стартует с уже имеющимся запасом проведенных в прошлом рекламных кампаний и "внезапно" показывает рост продаж бренда при прочих равных. Никто не хочет быть первым партнёром. Денег будет мало, работы много и тебя потом, весьма вероятно, откинут в сторону ради нового партнёра.
00
Комментировать