Взрыв ракеты SpaceX угрожает планам NASA

Американские астронавты, возможно, дольше не пересядут с российских «Союзов»
На выходных SpaceX заявила, что начала тщательное расследование с целью выяснить причины взрыва и способы их устранения/ US Launch Report

Взрыв ракеты Falcon 9 компании Space Exploration Technologies (SpaceX), произошедший на прошлой неделе, делает более острым вопрос, стоящий перед Национальным космическим агентством США (NASA): когда американские космические корабли снова смогут доставлять астронавтов на орбиту?

Пока слишком рано пытаться установить точную причину взрыва ракеты во время тестов на космодроме на мысе Канаверал во Флориде или понять, как это отразится на самой компании Илона Маска и ее клиентах, которым уже приходится терпеть задержки запусков. Но этот инцидент заставляет экспертов сомневаться, что американские ракеты-носители и капсулы начнут доставлять астронавтов на международную космическую станцию (МКС) менее чем через два года. Если это не произойдет, NASA, возможно, зарезервирует для них дополнительные места на российских ракетах.

NASA прекратила использовать многоразовые космические корабли Space Shuttle в 2011 г., и с тех пор США полагаются на российские «Союзы». Но за последние 10 лет стоимость каждого места на них выросла почти в четыре раза до более чем $81 млн. NASA уже заказала места до 2018 г. Резервировать их требуется за три года, отмечают представители отрасли. Поэтому NASA надо будет принять решение уже скоро, если окажется, что у США не будет альтернативы к 2019 г.

На выходных SpaceX заявила, что начала тщательное расследование с целью выяснить причины взрыва и способы их устранения. Также компания отметила, что стартовому комплексу был нанесен ущерб. Но она добавила, что две других пусковых платформы смогут удовлетворить ее потребности в запусках. NASA тоже выразила уверенность в способности своих коммерческих партнеров транспортировать астронавтов. Однако пока еще нельзя понять, отразится ли авария на сроках разработки космического корабля, отметило агентство. Коммерческие космические корабли должны соответствовать таким требованиям безопасности NASA, как, например, наличие системы катапультирования экипажа, которую можно активировать еще до взлета.

«Аварии такого масштаба не должны происходить на стартовых комплексах», - говорит Говард Маккарди, эксперт по космической политике из Американского университета в Вашингтоне.

Еще до аварии генеральный инспектор NASA Пол Мартин отмечал, что у SpaceX и Boeing, которая тоже стремится доставлять астронавтов на МКС по фиксированным тарифам, есть много проблем с тем, чтобы уложиться в сроки. В его докладе было сказано, что миссии по доставке людей на орбиту неизбежно будут отложены минимум до конца 2018 г. Также, согласно докладу, еще в июне SpaceX надеялась получить в сентябре лицензию NASA на первый тестовый непилотируемый полет капсулы Dragon и провести его до конца 2016 г. Однако еще до аварии планы по его проведению переместились на III квартал 2017 г. Если у программы коммерческих запусков возникнут дополнительные задержки, «NASA может понадобиться заказать дополнительные места [для астронавтов] у России, чтобы гарантировать дальнейшее присутствие США» на МКС, предупреждал Мартин.

Представитель SpaceX не сообщил, когда могут возобновиться запуски Falcon 9. По его словам, приоритетная задача – сделать это «надежно и безопасно». Ремонт стартового комплекса может занять несколько месяцев, а другой комплекс во Флориде будет готов не раньше ноября.

Перевел Алексей Невельский