«Премьер зал» вошел в топ-3 киносетей в России

Большая часть кинотеатров под управлением этой сети не собственные, а партнерские
В 2016 г. в России открылось на порядок больше кинотеатров, чем закрылось/ Евгений Разумный/ Ведомости

По итогам 2016 г. третьей по размеру сетью кинотеатров в России впервые стал «Премьер зал», следует из данных «Невафильм Research». Это данные по сетям с учетом не только собственных кинотеатров, но и кинотеатров, которые входят в сети по договорам франшизы и по договорам так называемого репертуарного планирования. По этому показателю «Премьер зал» обогнал сеть «Каро», которая еще несколько лет назад была крупнейшей киносетью в стране. По данным на начало января, «Премьер зал» управляет 161 кинотеатром с 231 залом, у «Каро» 28 кинотеатров с 221 залом. Лидером рынка остается «Синема парк» Саида Керимова (39 кинотеатров с 348 залами, см. таблицу).

Но, как указывает гендиректор «Невафильма» Олег Березин, большая часть кинозалов «Премьер зала» не собственные, а управляемые по договору репертуарного планирования. Если брать в расчет только собственные кинотеатры, то их у «Премьер зала» только шесть, в них 20 залов. В 2016 г. это число уменьшилось – сеть закрыла один собственный кинотеатр. По этому показателю «Премьер зал» даже не входит в топ-20 сетей в стране.

Основатель «Премьер зала» Евгений Рогозин не ответил на звонки «Ведомостей». Представитель сети «Каро» заявил, что количество залов – не самоцель для компании: «Наши кинотеатры находятся в топовых местах, что гарантирует нам высокую посещаемость. Компания сосредоточилась на запуске мультиплексов нового поколения. По нашим данным, мы остаемся в топ-3 сетей по кинокассе». В 2016 г. доходы сети от продажи билетов выросли на 10%, уточнил он. Абсолютные финансовые показатели «Каро» не раскрывает.

В отличие от других крупнейших киносетей, «Премьер зал» начал развиваться не из Москвы, а из Екатеринбурга. Владельцы сети – Евгений Рогозин и его сын Станислав (данные «СПАРК-Интерфакса»). Финансовые показатели сеть не раскрывает.

В России кино показывает около 600 операторов – это как крупные сети, так и отдельные независимые кинотеатры, объясняет Березин: прокатчикам сложно работать со всеми напрямую и, наоборот, небольшому кинотеатру непросто получить хорошие условия, рекламные материалы и прочее от прокатчика по каждой крупной премьере: «Каждый кинотеатр хочет «Викинга», но не каждый готов, например, дать минимальную гарантию по сборам». «Премьер зал» в такой ситуации берет отношения с прокатчиком на себя и договаривается с ним о показе фильмов в интересах не только собственных залов, но и партнеров, в частности, гарантирует прокатчику выплату его части сборов, доставку рекламных материалов и проч., рассказал Березин, взамен сеть получает с кинотеатров-партнеров определенный процент кинокассы. По словам Березина, в России по такой бизнес-модели много лет назад первой начала работать «Каро», но больше так не делает. «Премьер зал», указывает он, не единственное объединение кинотеатров по закупкам, но самое крупное и известное. Гендиректор прокатной компании «Каро премьер» Алексей Рязанцев подтвердил, что дистрибуторам удобнее и эффективнее иметь дело с крупным игроком, чем с большим числом мелких кинотеатров: «Это вопрос не только размера бокс-офиса, но и прозрачности отношений – получения отчетности по сборам, нормальным срокам выплат и т. д.». Чем больше региональных кинотеатров вовлекается в такую модель, тем выгоднее и продюсерам, и государству, которое инвестирует в киноиндустрию, добавляет Рязанцев, кинотеатры начинают работать по правилам коммерческого проката, показывают все большему числу жителей страны отечественные премьеры и регистрируются в госсистеме учета показов фильмов (ЕАИС).

Всего в России сейчас 1387 кинотеатров с 4372 залами, подсчитала «Невафильм Research». За год их число выросло на 5,6 и на 3% соответственно. Причем если в 2015 г. в России закрылось почти столько же кинотеатров, сколько открылось (71 против 87), то в прошлом году сети вновь начали активно инвестировать – число открытых кинотеатров превысило число закрытых почти на порядок (223 против 21). При этом российский кинорынок мало консолидирован – 10 крупнейших сетей контролируют меньше половины кинозалов в стране. В прошлом году жители страны потратили на билеты в кино 49 млрд руб.