Почему США хотят узаконить стейблкойны
Использование этого вида криптовалюты может позволить сократить стоимость и сроки клиринга при международных расчетах и упростить борьбу с коррупцией
Экономическая политика президента США Дональда Трампа породила высокую неопределенность на финансовых рынках. Так, со 2 апреля, когда Трамп заявил о введении пошлин против 185 стран, цена на нефть Brent снизилась на 12,4%, индекс доллара – на 5%, индекс американского фондового рынка S&P 500 – на 2,5% (в некоторые дни он терял более 12% стоимости).
Инвесторы начали активно избавляться от рисковых активов и уходить в защитные. На этом фоне цена золота со 2 апреля выросла на 6%, в моменте поднимаясь на 11%. При этом как защитный актив повели себя и криптовалюты. Биткойн, на который приходится 63% рынка криптовалют, подорожал на 14,6%.
Во многом такая ситуация связана с изменением настроений государственных регуляторов в отношении криптовалют. Ключевую роль здесь играют США. Так, с начала 2025 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) США прекратила 12 дел, связанных с криптовалютами. Это произошло после того, как в комиссии сменилось руководство. На место противника криптовалют Гэри Генслера, который последние несколько лет инициировал расследования против криптобирж, пришел Пол Аткинс, известный своим лояльным отношением к криптовалютам.
Принимая присягу в качестве главы SEC 22 апреля, чиновник заявил, что его приоритетом на данном посту станет создание понятной регуляторной базы для цифровых активов. За несколько дней до этого, 16 апреля, глава Федеральной резервной системы (ФРС) Джером Пауэлл назвал регулирование рынка криптовалют разумным шагом. По его словам, интерес к криптоактивам растет и приобретает массовый характер, поэтому стоит задуматься о создании правовой базы для стейблкойнов. Кроме того, можно частично смягчить регулирование банков в работе с криптовалютами, добавил он.
Что такое стейблкойны
Кроме того, стейблкойны в отличие от других криптовалют нельзя считать децентрализованным инструментом. Их всегда выпускает конкретная организация, гарантируя обеспечение реальными активами. Это повышает ликвидность такой криптовалюты среди инвесторов.
Новое золото
Самым популярным стейблкойном является Tether (USDT), курс которого привязан к доллару США в пропорции 1:1. Его капитализация на 29 апреля составляет $148 млрд, следует из данных CoinMarketCap. На втором месте по популярности – стейблкойн USD Coin (USDC) с капитализацией $62 млрд. Вместе USDT и USDC занимают 86% рынка стейблкойнов. На криптобиржах эти «монеты» являются аналогом американского доллара и используются для хранения и расчетов. У USDT и USDC есть компании-эмитенты.
У USDT это компания Tether, у USDC – компания Circle. Последняя 2 апреля подала заявку на проведение IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Circle рассчитывает на оценку стоимости компании до $5 млрд, писал «Интерфакс». Это вторая попытка компании стать публичной. В конце 2022 г. на фоне регуляторных проблем она отказалась от выхода на открытый рынок.
По мнению эксперта в сфере блокчейна и цифровой экономики Романа Кауфмана, на фоне высокой геополитической и фискальной неопределенности инвесторы воспринимают криптовалюты как «цифровое золото».
При развитии регулирования в США и устойчивом спросе на долларовые активы рынок стейблкойнов может вырасти почти в 10 раз до $2 трлн до конца 2028 г., оценивал банк Standard Chartered. Это сопоставимо со всем объемом рынка криптовалют, который сейчас оценивается в $3 трлн.
Стейблкойны стремятся в госфинансы
Политика США дает толчок к тому, чтобы другие государства также пересматривали свое отношение к криптовалютам и занимались их регулированием, а не запретом, считает СЕО и основатель BitOK Дмитрий Мачихин. По его словам, Штаты воспринимаются как законодатель мод в мире регулирования. Однако в отношении криптовалют следует руководствоваться национальными интересами и учитывать вопросы национального суверенитета, уверен Мачихин. «У каждого государства свой путь. Если рыночная экономика и монетарная и фискальная система устойчивы, то при должной осмотрительности наличие криптовалют в обороте никак не мешает экономике и не угрожает финансовой стабильности и национальной валюте», – считает эксперт. Однако регулирование, по его мнению, должно быть взвешенным и продуманным, чтобы не допустить возможности для мошенничества в этой сфере.
Смена руководства в SEC привела к качественному развороту в регуляторной политике США, говорит Кауфман. «Вместо стратегии «регуляция через прецедентные иски» SEC переходит к модели «сначала нормативная база, потом контроль», – отмечает он.
Эксперт добавляет, что уже сейчас ряд стран – ОАЭ, Китай через свой специальный административный район Гонконг, Таиланд и Сингапур – запустили пилотные проекты по использованию корпоративных стейблкойнов. «Кроме того, розничный цифровой реал запустила Бразилия – фактически это стейблкойн центрального банка», – говорит он.
По мнению Кауфмана, для государств стейблкойны – удобный инструмент, который позволяет совершать трансграничные расчеты круглосуточно. «Цена перевода и время клиринга сокращаются на порядок по сравнению со SWIFT», – говорит он. Также этот инструмент упрощает аудит и борьбу с коррупцией: все операции видны в блокчейне, поясняет Кауфман. Кроме того, стейблкойны приводят к санкционной автономии. «Токен, номинированный в юане, дирхаме или золоте, снижает зависимость от долларовой клиринговой системы», – замечает Кауфман.
Стейблкойны в России
В России долгое время регулирующие органы отрицательно относились к использованию криптовалют. Однако в августе 2024 г. ситуация изменилась. Президент РФ Владимир Путин подписал два закона: один из них с 1 сентября 2024 г. позволил осуществлять трансграничные расчеты и биржевые торги в криптовалюте, другой – с 1 ноября 2024 г. легализовал майнинг в стране.
В 2025 г. работа в этом направлении продолжилась: 12 марта Банк России направил для обсуждения в правительство предложения о регулировании инвестиций в криптовалюты (цифровые валюты). ЦБ предлагает разрешить ограниченному кругу российских инвесторов покупать и продавать криптовалюты. Для этого на три года планируется установить специальный экспериментальный правовой режим (ЭПР).
Сделки с криптовалютами внутри ЭПР смогут совершать только «особо квалифицированные» инвесторы. Это новый статус, который, как предполагается, смогут получить граждане, если их инвестиции в ценные бумаги и депозиты превышают 100 млн руб. или если их доходы за прошлый год составили больше 50 млн руб. Также предлагается, чтобы участниками эксперимента стали компании, которые являются квалифицированными инвесторами по действующему законодательству. Для финансовых организаций, которые захотят инвестировать в криптовалюту, Банк России установит регуляторные требования с учетом уровня и характера рисков такого актива.
При этом в своем сообщении ЦБ уточнил, что по-прежнему не рассматривает криптовалюту как платежное средство, поэтому предлагает одновременно ввести запрет на расчеты между резидентами по сделкам с криптовалютой вне ЭПР, а также установить ответственность за нарушение запрета.
Затем, 16 апреля, с заявлением относительно криптовалют выступил Минфин. По словам заместителя директора департамента финансовой политики Минфина Османа Кабалоева, ведомство рассматривает создание российского стейблкойна по типу USDT, который может быть привязан к другим валютам, а не к доллару.
Тем не менее эксперты полагают, что в России стейблкойны не приживутся. По мнению Мачихина, любое участие государственных либо институциональных структур в такого рода экспериментах «приближает актив скорее к цифровой валюте центрального банка (ЦВЦБ, CBDC), чем к чему-то аналогичному USDT». «CBDC – это подвид фиатной валюты, просто в цифровом виде. Я уверен, что в России не будет никаких государственных или ассоциированных с государственными структурами стейблкойнов», – считает эксперт.
Управляющий консалтингового агентства Parallax, член экспертного совета по законодательному регулированию криптовалют Госдумы РФ Михаил Успенский напоминает, что в России есть другие цифровые инструменты, помимо стейблкойнов, которые можно использовать. «В России выпуск платежного токена, привязанного к запасам безналичного рубля на счете в банке, без особых проблем можно оформить в рамках механизма цифровых финансовых активов (ЦФА), выпускаемых на подконтрольных крупным банкам блокчейн-площадках», – замечает он. Через ЦФА можно выпускать рублевые стейблкойны и использовать в международных расчетах, заключает он.