Почему Германия наращивает госдолг до рекордных уровней
Несмотря на существенный рост заимствований, пока ФРГ остается наиболее консервативным заемщиком среди участниц G7
Правительство Германии в последние несколько лет взяло курс на увеличение оборонных трат. К 2029 г. они должны вырасти до 3,5% ВВП с текущих 2%. Финансировать военные нужды страна решила в том числе за счет активного роста государственных заимствований.
Может ли Германия позволить себе повышение долговой нагрузки по модели США и насколько прочной является немецкая экономика – в материале «Ведомости. Аналитики».
Долг в оборону
В марте 2025 г. в Германии приняли поправки в основной закон ФРГ, которые позволили изменить правила расходования средств на национальную оборону. В стране были отменены конституционные ограничения на госзаимствования для оборонных затрат, превышающих 1% от ВВП. В результате расходы на оборону в ФРГ было решено увеличить с 95 млрд евро в 2025 г. (чуть более 2% ВВП) до 162 млрд евро в 2029 г., что соответствует 3,5% ВВП.

Общий объем расходов бюджета в 2026 г. заложен на уровне 524,5 млрд евро, что на 21,5 млрд евро больше прошлого года. При этом на оборонные траты в ФРГ будет выделено 108,2 млрд евро, из них 82,7 млрд поступит из обычного оборонного бюджета, а еще 25,5 млрд – из специального фонда бундесвера объемом 500 млрд евро (был создан в 2022 г.).
Канцлер ФРГ Фридрих Мерц ранее заявлял, что правительство в будущем обеспечит все необходимое финансирование бундесверу, чтобы Германия «стала самой сильной конвенциональной армией в Европе».
С учетом привлечения средств через специальные инфраструктурные и оборонные фонды новый долг ФРГ в 2026 г. превысит 180 млрд евро. Это максимальный показатель после пандемии коронавируса в 2021 г., отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. По ее словам, рост госрасходов будет сопровождаться расширением бюджетного дефицита Германии.
По оценкам Бундесбанка, дефицит бюджета ФРГ в 2025 г. ожидается на уровне 2,5% ВВП. Это укладывается в установленный для стран Евросоюза (ЕС) лимит в 3%. Но уже к 2028 г. он вырастет до 4,8% ВВП. Общий госдолг также увеличится с 63,5% ВВП в 2025 г. до 68% в 2028 г. При этом это все равно будет минимальным значением для стран G7, куда помимо Германии входят Великобритания, Италия, Канада, США, Франция и Япония, отмечает Беленькая.
Согласно данным Федерального статистического бюро ФРГ (Destatis), общий государственный долг ФРГ на конец III квартала 2025 г. достиг 2,6 трлн евро.
Причины роста
В среднесрочной перспективе государственный долг Германии продолжит расти, считает старший аналитик «БКС мир инвестиций» Адам Абдулатипов.
Одной из ключевых причин является старение населения страны, что сокращает долю экономически активных граждан и увеличивает давление на бюджет через рост пенсионных расходов и расходов на здравоохранение, говорит он. Дополнительно на объем госдолга оказывает давление рост расходов, связанных с «энергетическим переходом», поддержкой промышленности, оборонными обязательствами и инфраструктурными инвестициями, отмечает Абдулатипов.
С ним согласен начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-траст» Олег Абелев. По его мнению, вероятен умеренный рост госдолга на фоне обязательств правительства по инвестициям в цифровизацию экономики, «энергетическому переходу» и модернизации инфраструктуры. Негативно на динамику госдолга влияет и рост процентных ставок, произошедший в ЕС в 2022 г., добавляет эксперт. Из-за этого заимствования теперь привлекаются не под нулевые и отрицательные ставки, а под положительные – на уровне 2–3%, поясняет Абелев. Кроме того, экономика страны буксует, что снижает налоговые поступления и увеличивает социальные расходы, создавая дефицит бюджета, отмечает эксперт. По данным Destatis, в 2025 г. ВВП Германии вырос лишь на 0,2% до 4,5 трлн евро.
По оценке Абелева, в 2026 г. госдолг Германии превысит 2,8–2,9 трлн евро. Это станет рекордным показателем, хотя и сейчас долг уже находится на максимуме.
Запас прочности
Несмотря на активность в заимствованиях, у экономики ФРГ высокий запас прочности, считают опрошенные «Ведомости. Аналитикой» эксперты.
Благодаря консервативной бюджетной политике, которую страна ведет с 2008 г., у нее пока есть «буфер» для увеличения госдолга, считает Беленькая. Уровень госдолга Германии находится на уровне 63,5% ВВП, тогда как у других крупнейших европейских экономик отношение госдолга к ВВП уже либо выше 100%, либо приближается к этому уровню, напоминает эксперт.
У других стран G7 долговая нагрузка превышает 100% ВВП, говорит Абдулатипов. При этом оценка устойчивости экономики не сводится к абсолютному уровню долга, замечает он. Ключевое значение имеет сочетание темпов роста госдолга, стоимости обслуживания и темпов роста экономики. Именно эти факторы определяют, становится ли госдолг источником системных рисков или остается управляемым, поясняет эксперт.
По его мнению, уровень госдолга в 100% ВВП можно рассматривать как ориентир, требующий повышенного внимания к оценке рисков. Но это не означает автоматического кризиса в экономике, подчеркивает Абдулатипов. В развитых странах госдолг может длительное время превышать ВВП, но ценой сокращения фискальных возможностей и роста уязвимости к внешним и внутренним шокам, отмечает эксперт.
По мнению Абелева, для Германии опасен не столько абсолютный показатель госдолга, например, на уровне 70–80% ВВП, сколько динамика его роста. Если на фоне стагнации ВВП страны долг будет активно расти, это будет критичным для немецкой экономики, отмечает эксперт. Рост стоимости обслуживания долга, в свою очередь, может начать съедать значительную часть бюджета, сокращая расходы на образование, оборону и т. д., хотя сейчас это маловероятно, добавляет он.
У Германии высокий кредитный рейтинг, хотя он и находится под угрозой из-за роста долга, напоминает Абелев. При этом для правительства ФРГ не свойственны бесконтрольные заимствования, обращает внимание эксперт. Он напоминает, что основные держатели немецкого госдолга – внутренние инвесторы: домохозяйства, банки и страховые компании. Это снижает зависимость долга от международного рынка, замечает Абелев.
Не США
Хотя Германия является крупнейшей экономикой ЕС и надежной страной-заемщицей, она не сможет пойти по долговой модели США, госдолг которых сейчас превышает $38,7 трлн (126% ВВП страны), говорят эксперты.
В полной мере воспроизвести американскую модель управления государственным долгом не способна ни одна страна, отмечает Абдулатипов. Исключительное положение США связано со статусом доллара как ключевой мировой резервной валюты и основного средства международных расчетов, а также с масштабом, ликвидностью и глубиной рынка американских гособлигаций. Это позволяет США финансировать дефицит за счет заимствований с меньшими ограничениями, чем у других стран.
Германия лишена таких преимуществ, замечает эксперт. Во-первых, как член ЕС, страна зависима от денежно-кредитной политики Европейского центрального банка. Во-вторых, хотя экономика Германии остается одной из ведущих в мире, темпы ее роста в последние годы существенно уступают американским, говорит Абдулатипов. Это снижает способность компенсировать рост долга за счет расширения экономической базы.
По мнению Абелева, ФРГ не заинтересована в копировании американской модели управления госдолгом, так как не сможет обеспечить такой же высокий спрос на свой долг.