Toyota вкладывает 2,7 млрд руб. в петербургский завод

Toyota намерена к 2015 г. вдвое повысить уровень локализации в России – до 30% – и уже создает в Петербурге производство штамповки и пластиковых деталей. Компания собирается выпускать вторую модель в дополнение к Camry, знают чиновники
А.Николаев/ PhotoXpress

«Тойота мотор мануфэкчуринг Россия» (ТММР, завод Toyota Motor в Санкт-Петербурге) вложит 2,7 млрд руб. в строительство двух новых цехов, один из которых будет выпускать всю кузовную штамповку, второй – пластиковые детали, сообщил вчера завод. Новое производство будет запущено в 2014 г., цель – увеличить локализацию с нынешних 15 до 30%, что требуется по соглашению о промсборке, заключенному компанией с Минэкономразвития, объяснил представитель завода. Локализация будет расти и за счет других комплектующих, сейчас ТММР ведет переговоры с поставщиками, сказал он. Какие именно компоненты планируется выпускать в России, собеседник не раскрыл.

Завод Toyota мощностью 50 000 автомобилей в год заработал в 2007 г. Он выпускает единственную модель – седан Toyota Camry (цена – от 1,03 млн руб.), в прошлом году был собран 14 131 такой автомобиль. В России ТММР для Camry закупает сиденья, автомобильное стекло, аккумуляторы, ремни безопасности и жгуты проводов.

Но теперь завод готовится к выпуску еще одной модели, рассказали «Ведомостям» два чиновника ведомств, курирующих автопром. Создавать производство штамповки под нынешние объемы бессмысленно, для окупаемости этих инвестиций необходимо увеличить выпуск автомобилей, объясняет один из них. Предполагается, что новый автомобиль ТММР будет дешевле Camry, говорит второй чиновник. Конкретную модель он не назвал.

Toyota намерена расширить свои мощности в России и еще в 2007 г. при подписании соглашения о промсборке декларировала, что может увеличить мощность предприятия до 75 000 автомобилей в год в 2012–2013 гг., а затем довести этот показатель до 150 000 машин ежегодно, рассказывали год назад источники «Ведомостей». И запуск сборки новых моделей, и расширение мощностей завода возможно, допускает представитель ТММР. Но пока таких решений не принято: ведь и существующие мощности загружены лишь на треть, подчеркнул он.

Создание производства достаточно дорогих штампованных и пластиковых деталей практически сразу позволит Toyota увеличить уровень локализации до требуемых 30%, отметил директор российского офиса Ernst & Young Иван Бончев. Японский автоконцерн собирает в России достаточно дорогую модель и, скорее всего, «новинка» также будет довольно дорогой и высокомаржинальной, рассуждает он, а для организации штамповки под такие автомобили достаточно и завода на 50 000 автомобилей в год. Но Toyota может и расширить производство, ожидает эксперт.

В России Toyota сейчас предлагает несколько моделей дешевле Camry. Это седаны Corolla (от 629 000 руб.) и Avensis (от 964 000 руб.), хетчбэк Auris (от 670 500 руб.), компакт-вэн Verso (от 843 000 руб.) и кроссовер RAV4 (от 967 000 руб.). Скорее всего, Toyota начнет сборку RAV4 – это достаточно дорогая модель, а популярность кроссоверов в России продолжает расти, прогнозирует Бончев. В 2011 г. RAV4 стал самой популярной моделью Toyota в России: было продано 27 206 этих автомобилей (+65% к 2010 г.).