Авто
Бесплатный
Елена Виноградова|Максим Товкайло
Статья опубликована в № 3069 от 28.03.2012 под заголовком: Дилеры на приколе

Автомобили не доедут до покупателей

С 1 апреля поставки новых автомобилей в дилерские центры практически остановятся, предупреждают автопроизводители. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) ввело такие жесткие ограничения движения по весенним дорогам, что на федеральные трассы не смогут выехать даже пустые автовозы. Если машины нельзя будет вывозить, могут встать и заводы
Smart Money

Приказ Росавтодора от 24 января 2012 г. запрещает в течение месяца в период с 1 апреля по 25 июня (конкретные даты устанавливают региональные власти) передвигаться по ряду участков федеральных и региональных трасс автомобилям с нагрузкой более 5–6 т на ось (при двухосной тележке). При этом нагрузку в 5 т на ось имеет пустой автовоз, объясняют участники рынка автоперевозок. За превышение надо платить компенсацию. Ограничения действуют с 2009 г., но все это время активно обсуждалось их изменение, поэтому и на их соблюдение смотрели сквозь пальцы, случаи задержания большегрузов были единичными, теперь же Росавтодор обещает значительно усилить контроль и строго наказывать всех нарушителей, говорят собеседники «Ведомостей» в автомобильных компаниях.

С учетом компенсации перевозки во многих случаях становятся экономически нецелесообразными, написала в письме на имя вице-премьера Игоря Шувалова Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), объединяющая крупные международные компании. Об этом письме «Ведомостям» рассказали три участника рынка автомобильных перевозок. В письме АЕБ указывает, что уже обращалась к Шувалову по поводу ограничений и обсуждала проблему с Министерством транспорта, но в последнем приказе Росавтодора замечания бизнесменов не учтены и теперь гендиректор АЕБ просит Шувалова лично встретиться с участниками рынка, говорят собеседники «Ведомостей», читавшие письмо. Представитель АЕБ сообщил, что ассоциация будет готова комментировать письмо на следующей неделе на специальной пресс-конференции.

Аналогичное обращение к Шувалову отправила Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), сообщил гендиректор «Совтрансавто грин лоджистикс» Анатолий Иванов. «Наша компания осуществляет перевозки легковых автомобилей и работает с заводами Санкт-Петербурга и Калуги, где производство идет непрерывно и автовозы грузятся круглосуточно. Задержка с вывозом готовой продукции недопустима, так как ведет к остановке конвейеров», – объясняет он.

«Мы тоже обращались к федеральным властям, но, к сожалению, проблема не решена, – рассказывает представитель Renault в России Оксана Назарова. – При утвержденных ограничениях мы не сможем обеспечить непрерывность производства и поставок автомобилей».

Ограничения способны негативно повлиять на работу завода «Фольксваген груп рус» в Калуге, так как складских площадей может не хватить, предупреждает представитель группы Наталия Севостьянова. «Фольксваген груп рус» сейчас разрабатывает альтернативный план для каждого региона России и просит дилеров увеличить этой весной количество автомобилей в наличии, говорит Севостьянова. «Хендэ мотор СНГ» тоже постаралась создать большие склады автомобилей в регионах, куда в период запрета перевозок автомобили нельзя будет поставлять по железной дороге, сообщил представитель компании.

По подсчетам компании «Тойота мотор», выплата компенсации увеличит стоимость перевозок в среднем в 5–6 раз – например, рейс из Петербурга в Москву подорожает примерно с 50 000 до 300 000 руб. Это приведет к росту цен на машины, что будет особенно ощутимо для покупателей бюджетных автомобилей, говорит представитель компании. Так, затраты на доставку автомобиля стоимостью до $20 000 могут вырасти примерно с 2–3% от его стоимости до 10%, приводит пример сотрудник другого автопроизводителя.

Поставки автомобилей в дальние регионы России могут прерваться на срок до двух месяцев, так как ограничения вводятся последовательно на разных участках ключевых трасс, продолжает представитель «Тойота мотор». Весной наблюдается повышенный спрос на автомобили, поэтому весенние ограничения могут негативно сказаться на результатах продаж по итогам года, резюмирует он.

Автопроизводители просят правительство установить нагрузку на приемлемом уровне – участники рынка говорят о 8 т на ось. А АСМАП в письме к Шувалову предлагает пока разрешить осуществлять перевозки ночью, как это происходит с негабаритными грузами во время летней жары, или снизить размер компенсации до экономически обоснованной, рассказал Иванов.

Изменение приказа не обсуждается, утверждает чиновник Росавтодора. Вводимые ограничения учитывают международную практику, состояние дорог (60% дорожной сети – ниже нормативного уровня) и потребности населения, убежден он. На товары повседневного спроса – продукты, лекарства, удобрения – ограничения не распространяются, подчеркивает он.

Действительно, ограничения в других странах есть, но они там экономически просчитаны, возражают бизнесмены. В той же Канаде, похожей по климатическим условиям на Россию, весной нагрузка на ось на федеральных трассах не лимитируется, а там, где лимитируется, устанавливается в 90% от предельной нагрузки в обычных условиях, знает сотрудник автоторговой компании. Для России это было бы 9 т на ось. На панъевропейские транспортные коридоры и другие важные для международных перевозок дороги Европы сезонное ограничение по нагрузке на ось тоже не распространяется, рассказывает гендиректор транспортно-логистической компании AsstrA Forwarding Олег Германович.

Жесткость ограничений в России обоснована необходимостью серьезного ремонта дорог, подчеркивает чиновник Росавтодора. Отправители коммерческих грузов могут весной платить компенсацию или оптимизировать перевозки, убежден он. Например, машины можно было бы возить по железной дороге или перегонять своим ходом, рассуждает сотрудник Минтранса.

Железную дорогу сложно рассматривать в качестве полноценной альтернативы автотранспорту из-за недостатка вагонов и роста тарифов, говорит Германович. Почему вопрос с дорожным полотном пытаются решить только за счет перевозчиков, а не благодаря повышению стандартов строительства федеральных дорог, он не понимает. Больше платить должны те, кто перевозит больше грузов, категоричен чиновник Росавтодора.

Шувалов до 31 марта в отпуске, говорит его представитель, вернется – разберется.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать