Как автопроизводители поддерживают спрос на машины

Стремительный рост американского автомобильного рынка позволил концернам уйти от практики больших скидок. Они ищут другие приманки для покупателей. Например, GM предлагает взять Chevrolet на пробу
Д.Гришкин/ Ведомости

Корпорация General Motors объявила о начале новой маркетинговой акции в США – с 4 сентября всем покупателям Chevrolet 2012 и 2013 модельного года компания дает 60 дней после сделки, чтобы понять, нравится ли им автомобиль. Если машина разочарует, ее можно вернуть за те же деньги без объяснения причин при условии, что она не повреждена и проехала не более 4000 миль.

Компания готовится к традиционному предновогоднему освобождению складов от стоков, но пытается обойтись без распродаж, которые ей приходилось устраивать в разгар рецессии, объясняют эксперты. Из-за скидок, предоставленных в январе и феврале 2011 г., прибыль GM в I квартале года сократилась на $300 млн. Акции компании упали, что вызвало беспокойство в Вашингтоне, ведь с 2009 г. правительству США принадлежит 500 млн акций GM.

Сейчас у Chevrolet, как и у ее конкурентов, нет поводов начинать ценовые войны: продажи новых автомобилей в США на самом высоком уровне с 2008 г., объяснила изданию The Wall Street Journal старший аналитик Edmunds.com Джессика Калдвелл. Все боятся, что скидки разрушат хрупкий баланс спроса и предложения, позволяющий основным американским производителям зарабатывать на родном рынке. Средняя цена продаваемого в США нового автомобиля в июне составляла $30,508 – почти на 3% выше, чем годом ранее, сообщил индустриальный ресурс TrueCar.com. А средняя скидка – около $2430 – очень низкий уровень для американского рынка. Например, сейчас Chrysler предлагает только одну существенную скидку – $3000 на Chrysler 300C с розничной ценой около $27 000. В 2009 г. скидки на эту модель доходили до $6000.

Начало большой промокампании свидетельствует о том, что спрос на автомобили GM падает. Сейчас один Chevrolet продается в среднем за 77 дней, тогда как в среднем по индустрии время продажи составляет 55 дней – от прибытия автомобиля в салон до выдачи его покупателю. Продажи Chevrolet выросли на 6,3% до 961 662 за полугодие при общем росте продаж автомобилей в США на 15%. Это даже лучше результата российского рынка, который в 2011 г. вернул себе статус одного из самых быстрорастущих в мире. За первое полугодие в России продано на 14% больше автомобилей, чем годом ранее.

В России такую акцию проводили производители премиальных автомобилей. В 2007 г. представительство Land Rover предлагало вернуть в автосалон модель Discovery III в течение месяца после покупки – если машина не оправдает ожиданий. Правда, покупатель получал в таком случае на 40 000 руб. меньше, чем заплатил. Как признавались тогда топ-менеджеры представительства Jaguar Land Rover, целью было «отвлечь» покупателей от сопоставимых по цене внедорожников, в первую очередь моделей Toyota – Prado и Land Cruiser 100. Акция была признана удачной, возвратов вообще не было, рассказал сотрудник представительства.

В России автопроизводители опасаются таких акций, им и так хватает проблем с клиентами, которые пытаются вернуть автомобиль на основании того, что цвет не понравился или пепельница плохо открывается, называя это существенным недостатком, говорит руководитель ресурса auto-dealer.ru Олег Дацкив.