Евросоюз подает в суд ВТО первый иск к России

D.Ramos/ Bloomberg

Евросоюз во вторник запросил во Всемирной торговой организации (ВТО) консультации относительно правомерности утилизационного сбора на иномарки в России, сообщила представитель комиссара ЕС по торговле Хелен Баннер. Это начало официальной процедуры урегулирования споров между членами организации.

Директор Европейского центра международной политической экономики в Брюсселе Фредрик Эриксон считает утилизационный сбор "откровенно дискриминационным". Интересный вопрос, говорит он, будет ли Россия стремиться уладить дело или постарается тянуть время, используя длительную процедуру ВТО. "Я думаю, последнее, - сказал Эриксон Financial Times. - И ни по какой другой причине, кроме как создать прецедент: собираетесь судиться с Россией - это обойдется вам дорого и займет много времени".

Россия присоединилась к ВТО в августе 2012 г. Это первый иск к России с того момента. Если в течение двух месяцев сторонам не удастся урегулировать этот вопрос в досудебном порядке, истец имеет право потребовать формирования третейской группы.

Евросоюз подает иск против России в связи с продолжением действия утилизационного сбора исключительно на автомобили иностранного производства, подтвердил ИТАР-ТАСС европейский дипломатический источник. "Мы дали российским партнерам время сбалансировать эти дискриминационные торговые нормы до 1 июля. Теперь дело будет передано для разбирательства в ВТО, - сказал дипломат. - Россия является полноправным членом этой организации и должна играть по общим правилам".

Официальные документы об инициировании процедуры разрешения спора к российской стороне пока не поступали. "В рабочем порядке коллеги из ЕС предупредили, что намерены эти документы передать в ВТО в ближайшее время. Мы ожидали такого развития событий", — цитирует "РИА Новости" заместителя главы департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерину Майорову.

В ЕС рассчитывали на урегулирование конфликтной ситуации с принятием поправок в закон "Об отходах производства и потребления", выравнивающих условия взимания сбора с отечественных и иностранных автопроизводителей. К 1 июля поправки не были приняты, и Госдума ушла на летние каникулы. "Так что по решению ЕС мы будем теперь действовать уже в рамках формальной процедуры разрешения спора в ВТО", – говорит Майорова.

В мае правительственная комиссия одобрила законопроект, который должен был снять претензии ЕС. Документ распространяет утилизационный сбор и на отечественных производителей. Из закона должно исчезнуть главное исключение, распространяющееся на автопроизводителей, взявших "добровольные обязательства".

Но на недавно завершившейся весенней сессии Госдумы законопроект рассмотрен не был - более того, он даже не выносился на профильный комитет.

Еврокомиссия сначала провела консультации с европейскими производителями, говорит Баннер. Практически все российские автокомпании были освобождены от обязательства платить сбор, указывает Еврокомиссия в своем пресс-релизе, не платили взнос и компании из Белоруссии и Казахстана. Зато европейские производители должны были заплатить от 420 до 2700 евро за новый автомобиль и от 2600 до 17 200 евро за подержанный. "Это несовместимо с принципом недискриминации, предусмотренным правилами ВТО", – констатирует Еврокомиссия.

Экспорт автомобилей из ЕС в Россию в прошлом году составил около 10 млрд евро, это примерно 40% российского авторынка. По данным ЕС, после введения утилизационного сбора экспорт снизился на 7%.

Кроме того, утилизационный сбор не имеет никакого отношения к защите окружающей среды, указывает Еврокомиссия: Евросоюз всегда поддерживал усилия других стран по улучшению экологической политики, но утилизационный сбор – это лишь способ "произвольно и необоснованно ущемлять в правах импортные автомобили".

Евросоюз не раз указывал России на свое недовольство утилизационным сбором и до, и после его введения. Проблема обсуждалась и на площадке ВТО, напоминает Еврокомиссия, но и год спустя после введения дискриминация продолжалась.

Уже в момент вступления в ВТО эксперты не исключали, что Россию могут обвинить в дискриминационных мерах за введение утилизационного сбора. Тогда высокопоставленный сотрудник правительства говорил "Ведомостям", что возможное разбирательство может затянуться на несколько лет и правительству удастся обеспечить иностранным автоконцернам льготные условия работы в России до 2018 г., когда у них истекают соглашения по промсборке.

Россия вскоре может использовать ВТО для нанесения ответного удара Брюсселю: ЕС уже предупрежден о готовящейся жалобе, если Еврокомиссия на этой неделе не решится снять антидемпинговые пошлины на российские удобрения, пишет Financial Times со ссылкой на источник, знакомый с вопросом.

Процедура рассмотрения споров в профильном органе ВТО начинается с требования о проведении консультаций. На этой стадии у Евросоюза и России будет возможность найти компромиссное решение, предотвратив дальнейшие разбирательства. Если в течение двух месяцев договориться не получится, Евросоюз может попросить ВТО создать третейскую группу, которая установит, было ли легальным введение утилизационного сбора в России. Если решение будет не в пользу России, она будет вынуждена изменить политику под угрозой санкций. Вся процедура по регламенту может занять год и три месяца. 7 сентября процедура может перейти из стадии формальных консультаций в стадию собственно разбирательства в ВТО, говорят в Минэкономразвития.