Государство концентрируется на поддержке сектора коммерческой техники

Рынок коммерческой техники сокращается еще быстрее, чем падают продажи легковых автомобилей, и государство направило основные усилия на поддержку коммерческого сектора автопрома. Выиграют производители, работающие в режиме промсборки
Программа утилизации должна увеличить продажи российской коммерческой техники/ Максим Блинов/ РИА Новости

Программа утилизации автомобилей, включая коммерческие, стартовала в сентябре при поддержке Минпромторга. Каждый производитель установил собственные сроки действия программы: например, у «Камаза», группы ГАЗ, УАЗа программа продлится до 31 декабря, у группы Volkswagen - до 31 октября.

«Господдержка прежде всего направлена на отечественного производителя коммерческой техники, что в большей степени способствует повышению продаж именно грузовых автомобилей российского производства», - замечает Кондрацкая. Такой же подход использован и при запуске программ утилизации автомобилей. При достижении суммарного планового показателя в 170 000 шт. автопроизводители получат от Минпромторга субсидии общим размером 10 млрд руб. Но не все: субсидии будут распространяться только на автомобили, выпущенные в России в режиме промсборки. Среди производителей коммерческой техники таких соглашений нет, к примеру, у заводов «Скания-Питер», «Вольво тракс восток», «МАН трак энд бас продакшн рус».

Мультипликативный эффект

Программа утилизации обеспечивает мультипликативный эффект, говорит Морозов. Помимо автопрома она поддерживает и смежные отрасли, например черную и цветную металлургию, индустрию переработки вторичных металлов, в первую очередь - заготовку лома, добавляет чиновник. От сдачи в утиль 170 000 автомобилей можно получить 200 000-250 000 т лома, приводит данные президент ассоциации «Рослом» Владимир Володькин. По сравнению с общей заготовкой лома (около 2 млн т в месяц) это немного, но если программы утилизации станут регулярными, то это окажет заметную поддержку металлургам, тем более в условиях дефицита лома в стране, считает он. Между тем в России по-прежнему не существует единой системы авторециклинга, в связи с чем сохраняется проблема переработки старых автомобилей, говорит Кондрацкая. По ее мнению, «было бы вполне разумно использовать поступающие средства от утилизационного сбора производителей на создание такой системы». Тем более что в Европе данные программы успешно действуют, можно изучить и применить успешный зарубежный опыт и в России, добавляет Кондрацкая. Утилизационный сбор на автомобили был введен в России осенью 2012 г. В 2014-2016 гг. поступления от этого сбора в федеральный бюджет составят более 380 млрд руб., говорил осенью 2013 г. министр финансов Антон Силуанов. С января 2014 г. утильсбор в обязательном порядке платят не только импортеры, но и локальные автопроизводители. При этом предприятия, работающие в режиме промсборки, включая построенные иностранцами, получают субсидии из федерального бюджета - на поддержание рабочих мест, выпуск автомобилей «Евро-4» и проч.

Китай увозит заказы

Первый вице-президент РЖД и гендиректор дочерней компании «Скоростные магистрали» Александр Мишарин провел переговоры с инвестиционными и строительными компаниями Китая по вопросам партнерства при строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань, напоминает Афанасьев. Среди потенциальных партнеров проекта - China Investment Corporation, которая помимо участия в проекте ВСМ Москва - Казань рассматривает возможность участия в проекте Евразийского высокоскоростного коридора Россия (Москва) - Китай (Пекин) в целом. В случае положительного решения китайской компании о сотрудничестве China Investment Corporation будет выступать не только в качестве инвестора, но и в качестве генподрядчика по строительству высокоскоростной магистрали Москва - Казань. Окончание строительства магистрали запланировано на 2018 г. «Привлечение иностранных инвесторов, как правило, ведет за собой привлечение к закупочным тендерам, проводимым в рамках проекта, соответствующих иностранных компаний, - комментирует Афанасьев. - Таким образом, можно ожидать снижения продаж грузовиков российского производства в пользу представителей китайского автопрома».

«Основные покупатели коммерческих автомобилей - юрлица, а у них процедура принятия решения по покупке длительная, плюс много сделок идет через лизинг. К концу этого месяца мы увидим сделки по 400-500 машин», - комментирует первые итоги программы директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. На фоне продаж легковых автомобилей результат продаж крупнейшего российского производителя тяжелых грузовиков, «Камаза», - 128 машин за период с 1 сентября по 5 октября - выглядит скромно. «Юрлица пока раскачиваются, эффект от программы мы начнем ощущать в полной мере начиная с октября», - говорит директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. Всего по программе утилизации «Камаз» собирается продать около 5500 машин. Это почти 15% от продаж завода на российском рынке в 2013 г.

У группы ГАЗ, крупнейшего отечественного производителя LCV, клиенты раскачались чуть быстрее: в период с 1 сентября по 5 октября компания продала 2447 автомобилей разных типов. Это второй результат среди всех компаний, запустивших программы утилизации. Лидирует, естественно, ведущий российский производитель легковых автомобилей - «АвтоВАЗ» с результатом 22 225 шт. Льготные условия программы мотивируют к покупке тех клиентов, которые откладывали ее до лучших времен, комментирует вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева.

Утилизация: расширенная версия

Возможность получить при сдаче старой машины в утиль скидку на покупку не только легковой машины и LCV, но и грузовика и автобуса (до 350 000 руб.), а также участие покупателей - юридических лиц помимо физлиц - главные отличия нынешних программ от госпрограммы утилизации автомобилей, которая действовала в России в 2010-2011 гг. Еще одним нововведением стало использование схемы трейд-ин, что также расширило круг потенциальных участников программ обновления автопарка.

«Активность потребителей ощутимо выше по сравнению с прошлой программой утилизации, - говорит Матвеева. - Бизнесу была предоставлена возможность обновить парк в условиях снижения доступности финансовых ресурсов». Предложенная правительством программа утилизации является одной из эффективных мер по поддержанию авторынка, отмечает вице-президент по коммуникациям и связям с общественностью Ford Sollers Елизавета Новикова. Программа позволяет обновить автопарк, добавляет директор департамента транспортной логистики компании «Молком» Тимур Ратников. Всего, по оценке Минпромторга, по программам утилизации предполагается продать около 170 000 автомобилей. С 1 сентября по 5 октября по ним было реализовано 35 980 автомобилей, из них на LCV пришлось 9,12%, на грузовики - 0,36%, на автобусы - 0,51%.

По мнению Матвеевой, есть все основания для того, чтобы программа продолжила работу и в следующем году: она является самоокупаемой, так как дает бюджетный эффект через рост налоговых отчислений от продаж автомобилей в бюджеты всех уровней, оживление в цепочке смежников - поставщиков и дилеров. «При этом программа позволяет улучшить экологию, повысить безопасность, экономичность и надежность транспорта», - добавляет Матвеева. По словам Морозова, возможность продления господдержки программ утилизации автомобилей обсуждается.

Осенний подарок

Программа утилизации стартовала очень своевременно, продолжает Матвеева: «Именно тогда, когда рынок коммерческого транспорта критически нуждается в актуализации спроса».

Российский автомобильный рынок сокращается второй год подряд. По итогам января - июля 2014 г. продажи LCV упали на 29,4% до 69 450 шт., грузовиков - на 17,8% до 53 640 шт., автобусов - на 29,7% до 5610 шт., гласят данные Минпромторга. Рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 т - основной сегмент для «Камаза» - по итогам восьми месяцев 2014 г. сократился на 21% до 47 000 шт., говорит Афанасьев. Продажи самого «Камаза» снизились на 14% до 20 300 шт. «При сложившейся ныне политической ситуации в стране начинает происходить рост ставок по кредитам и ужесточение требований банков для получения банковских гарантий, - комментирует Афанасьев. - Это ограничивает возможности и, как следствие, снижает покупательскую способность как потребителей, так и дилеров».

На рынок грузовиков повлияло и введение Россией ограничения ввоза импортных продовольственных продуктов, говорит начальник отдела маркетинга компании «Скания-Русь» Анастасия Кондрацкая. Это коснулось сегмента магистральных перевозок, поскольку объем транспортировки товаров снижается, перевозчики вынуждены перестраивать маршруты, искать новых заказчиков, перенося расширение своего автопарка на будущее, объясняет она. Рынок LCV следует за общей тенденцией рынка, находясь под давлением девальвации рубля, общего снижения потребительской активности, что в целом серьезно влияет на малый и средний бизнес, говорит Новикова.

Падает и рынок легковых автомобилей, но на фоне сектора коммерческого транспорта результаты не такие пугающие - минус 8,8% по итогам января - июля 2014 г. Неудивительно, что меры господдержки в этом году больше сосредоточены на производителях LCV, грузовиков и автобусов.

Помимо ранее использовавшихся инструментов (субсидии на техперевооружение, компенсация затрат на перевозку автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке, финансирование НИОКР) был введен запрет на госзакупку автомобилей, выпущенных за пределами Таможенного союза, зарезервированы средства на закупку региональными и муниципальными властями газомоторной техники, а также смягчены условия сертификации коммерческой техники на соответствие «Евро-5».

Падение продолжится

По итогам 2014 г. рынок автомобилей грузоподъемностью 14-40 т упадет на 21,5% до 75 000 шт., прогнозирует Афанасьев, продажи «Камаза» в России могут снизиться на 11% до 34 000 шт. (без учета продаж по программе утилизации). Рынок коммерческой техники поддержит программа утилизации плюс в конце года традиционно возрастут объемы госзакупок, но падения до конца 2014 г. это все равно не остановит, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Так же думают Кондрацкая и Ратников.

Если не будет новых потрясений, то российский рынок коммерческих автомобилей стабилизируется в 2015 г., а продажи тяжелых грузовиков могут даже вырасти - при условии масштабных бюджетных вливаний в инфраструктурные проекты, прогнозирует Беспалов.

Гендиректор лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрий Зотов прогнозирует небольшой рост продаж в 2015 г., в первую очередь связанный с эффектом низкой базы. «После кризиса 2008-2009 гг. пик закупки пришелся на 2010-2011 гг., при этом в России традиционно цикл обновления автотранспорта равен 3-5 годам, поэтому многие ожидали повышения спроса уже в этом году, - говорит он. - Но так как большинство компаний отложили обновление парка в связи с кризисной ситуацией, то можно прогнозировать восстановление продаж в 2016-2017 гг. до уровня 2012 г.».

«Мы рассчитываем, что рост продаж возобновится в III квартале следующего года при условии нормализации экономической и политической ситуации в России, а также в европейских странах», - заявила Кондрацкая.

В среднесрочной перспективе рынок поддержат крупные инфраструктурные проекты, уверен Афанасьев. Прежде всего это чемпионат мира по футболу - 2018, строительство газопровода «Сила Сибири», нового аэропорта в Москве «Рампорт аэро», участка Москва - Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург, перечисляет он. Правда, эффект от реализации последнего проекта для российских автопроизводителей может быть и отрицательным, предупреждает он (см. врез «Китай увозит заказы»). Кроме того, сейчас наблюдается активное восстановление сегмента магистральных тягачей, говорит Афанасьев. Доля «Камаза» в этом сегменте сегодня небольшая - чуть больше 3%, но завод планирует ее нарастить за счет вывода на рынок нового магистрального тягача «Камаз-М1842».

Обновление парка, часть вторая

Рынок коммерческих автомобилей простимулируют и дополнительные меры господдержки, нацеленные прежде всего на обновление устаревшего парка. Один из разрабатываемых Минпромторгом инструментов - ограничение сроков коммерческой эксплуатации машин. По словам Морозова, законопроект для публичного обсуждения будет представлен в течение двух месяцев, сейчас идут консультации с участниками рынка по предельному возрасту автомобилей.

Оптимальным в плане обновления грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т является парк в возрасте старше 20 лет, который характеризуется высокими степенью износа данных автомобилей и уровнем вредных выхлопов, значительным риском аварийности для транспортной системы, говорят Афанасьев и Кондрацкая. По данным «Камаза», таких машин в стране около 690 000 шт. (39% всего парка), наибольшая доля приходится на грузовые автомобили «Камаз» - 425 000 шт.

Средний же срок службы грузовых автомобилей европейских марок - около 10 лет, при этом техника сохраняет свои высокие эксплуатационные характеристики, говорит Кондрацкая. «В связи с этим обновление автопарка не всегда является необходимостью для автоперевозчиков, - подчеркивает она. - Владельцы транспортных компаний могут быть не готовы к кардинальным ограничениям без соответствующих мер поддержки и подготовки планируемых изменений». Об этом же говорит и Зотов: «При введении ограничительных мер всегда предполагается какая-то альтернатива. В данном случае не совсем понятно, что бизнес получит взамен. При достижении максимального срока эксплуатации данное транспортное средство еще может приносить доход, следовательно, без данного запрета у него еще далеко не нулевая рыночная стоимость». Он предупреждает, что «запреты для кого-то могут оказаться непосильным бременем, особенно в небогатых регионах, следовательно, какие-то компании будут закрыты». «Если же речь идет о техническом состоянии, то есть процедура государственного технического осмотра. Если она не работает, то нет никаких гарантий, что будет работать и данная мера», - предупреждает Зотов.

«Нецелесообразно рубить с плеча, например запрещая эксплуатацию автомобилей старше определенного возраста», - соглашается Ратников. Он также считает, что нужен дифференцированный подход в зависимости от различных параметров: года выпуска, интенсивности эксплуатации, пробега, производителя, уровня экологической безопасности, перевозки грузов или людей и т. д.

Какой будет окончательный механизм ограничения сроков коммерческой эксплуатации автомобилей - пока не ясно. Можно, например, увеличить ставки транспортного налога на наиболее старые парки автотехники, а также в зависимости от возраста транспортного средства, рассуждает Афанасьев.

«Старый-новый» налог

Еще один разрабатываемый Минпромторгом механизм обновления автопарка как раз касается транспортного налога: его планируется заменить на экологический. Год назад сообщалось, что ставка нового налога может быть дифференцированной в зависимости от экологического класса, объема двигателя и возраста автомобилей. Сам коэффициент может колебаться от 0,86 (для автомобилей выше «Евро-4» и моложе пяти лет) до 3,6 (ниже «Евро-4» и старше 20 лет).

«Полностью заменить транспортный налог на экологический не представляется возможным», - категоричен Афанасьев. Транспортный налог зависит от мощности двигателя, что позволяет дифференцированно облагать ставками налога: например, размер транспортного налога на транспортные средства с более мощными двигателями выше, чем на транспортные средства с двигателями меньшей мощности, объясняет он. «Лучшим вариантом является введение в транспортный налог экологических коэффициентов, тем самым помимо дифференциации по мощности двигателя будет дифференциация по экологическому классу», - думает Афанасьев. При условии введения дифференцированных по экологическому классу ставок (коэффициентов), которые будут стимулировать обновление парков и выбытие экологически старых транспортных средств, данная мера приведет «к некоторому росту спроса» на новые автомобили экологического уровня «Евро-4» и росту продаж на рынке.

Кондрацкая поддерживает возможность замены транспортного налога на экологический: это «позволит повысить уровень стандартов эксплуатации грузовых автомобилей в России на более высокий класс в соответствии с действующими нормами и снизить воздействие на окружающую среду». Она рассчитывает, что ее компания в полной мере этим воспользуется, поскольку «Scania предоставляет широкую линейку двигателей мощностью до 730 л. с. и является лидером в представлении на мировом рынке двигателей стандарта «Евро-6».

Поддержит отечественных производителей и установление приоритета российских товаров при закупке техники подконтрольными государству компаниями. Данный механизм разрабатывается Минпромторгом совместно с Минэкономразвития, проект распоряжения правительства планируется подготовить до конца 2014 г., говорит Морозов. Минпромторг уже подсчитал предварительный эффект от всех готовящихся дополнительных мер господдержки автопрома: с 2015 г. ежегодные продажи LCV в России могут вырасти на 25 000 шт., грузовиков (включая седельные тягачи) - на 28 500 шт., автобусов - на 2900 шт.