Статья опубликована в № 3695 от 14.10.2014 под заголовком: «В Москве и крупнейших городах нам нужно больше дилеров», - Хенрик Старуп-Хансен, директор Fiat Professional EMEA

Интервью: Хенрик Старуп-Хансен, директор Fiat Professional EMEA

Два с лишним года спустя после развода с Sollers Fiat Professional восстанавливает бизнес в России: компания импортирует машины из Италии и Турции, снижает стоимость владения автомобилями и нацелена на расширение сотрудничества с российскими производителями надстроек и увеличение дилерской сети
М. Стулов / Ведомости
Fiat Professional

подразделение компании Fiat Chrysler Automobiles, выпускающее легкие коммерческие автомобили. В модельном ряду Fiat Professional пять наименований: Doblo, Ducato, Fiorino, Scudo и Strada. В Северной Америке коммерческие автомобили Fiat продаются под брендом Ram.

Производство коммерческих автомобилей под маркой Fiat и связи компании с Россией имеют более чем столетнюю историю. А стимулом для развития производства стала... Первая мировая война: военные быстро оценили качество и практичность итальянских автомобилей, и среди покупателей Fiat оказались министерства обороны Франции, России, Греции, Великобритании, обеспечивая значительную долю продаж.

Бренд Fiat Professional был создан в концерне Fiat в 2007 г., придя на смену марке Fiat Veicoli Commerciali, как отражение глобализации бизнеса Fiat в производстве коммерческих автомобилей и ориентации на «профессиональных» клиентов. К этому моменту Fiat уже стал одним из лидеров на рынке LCV в Европе.

Новая страница Fiat и его коммерческих автомобилей начинается на наших глазах, после покупки компании Chrysler: Fiat начинает продажи своих LCV в Северной Америке под брендом Ram, но об импорте американских пикапов Ram в Европу речь пока не идет.

В России новейшую историю Fiat Professional можно отсчитывать с 2010 г., когда началась сборка коммерческих автомобилей Fiat на заводах Sollers, благодаря чему компания Fiat стала лидером среди иностранных марок LCV в России. Но идиллия закончилась в 2012 г.: Sollers прекратил партнерство с Fiat, создав СП с Ford, а итальянской компании с тех пор приходится осваивать российский рынок самостоятельно. О том, как это происходит, «Ведомостям» рассказал директор Fiat Professional EMEA Хенрик Старуп-Хансен. В разговоре также принял участие директор отдела продаж и маркетинга коммерческих автомобилей Fiat в России Валентино Мунно.

- За первые семь месяцев этого года продажи автомобилей в России упали на 10%, но у Fiat они выросли на 1%. Я полагаю, основная заслуга в этом подразделения Fiat Professional?

Хенрик Старуп-Хансен: Да, это так. У нас очень сильная местная команда, мы увеличиваем количество дилеров, плюс мы активно работаем с российскими производителями надстроек на шасси, которые получили право продавать наши продукты; пять из них крупные. Мы также начали развивать корпоративные продажи, в чем мы раньше были неактивны.

- Какая доля среди LCV Fiat, продающихся в России, приходится на импортные машины, а какая - на доработанные российскими компаниями?

Валентино Мунно: 60% коммерческих автомобилей Fiat, продаваемых в России, - импортные. 40% - сделаны в России и имеют российские VIN.

Х. С.-Х.: Как видите, даже сейчас у нас большая доля автомобилей российского производства. И они также продаются через дилерскую сеть Fiat.

- Насколько серьезное влияние оказал на бизнес Fiat в России разрыв контракта с Sollers?

Х. С.-Х.: Безусловно, когда вы лишаетесь партнера, это оказывает серьезное влияние на ваш бизнес. Но теперь мы шаг за шагом восстанавливаем свои позиции: расширяем дилерскую сеть, улучшаем собственную структуру, восстанавливаем корпоративные продажи... Будем медленно расти.

Ducato российской сборки и Ducato, поставляемый из Италии, - это автомобили разных ценовых ниш, и новый Ducato мы адресуем совсем другой целевой категории. У нас есть время, чтобы развивать российский рынок. Сейчас он падает, но мы смотрим на него в долгосрочной перспективе, и он для нас, безусловно, важен. Ducato в Европе занимает 23% рынка, наш основной бизнес стабилен, и теперь у нас есть время заняться российским рынком.

- В модельном ряду Fiat Professional пять наименований: Doblo, Ducato, Fiorino, Scudo и Strada. Что и откуда вы поставляете в Россию?

Х. С.-Х.: Ducato поставляется в Россию из Италии. Doblo - из Турции. И недавно мы представили в России Scudo.

- А перспективы у Fiorinо и Strada на российском рынке есть?

Х. С.-Х.: Не думаю, что в настоящий момент они есть. В России наш главный продукт - Ducato. Новое поколение автомобиля мы представили в августе на Московском автосалоне, его продажи в России начинаются осенью. В коммерческом транспорте ключевое значение имеет не цена автомобиля, а стоимость его обслуживания. Мы улучшили подвеску, коробку переключения передач - то, что очень важно для России.

- Многих дилеров недосчитались после развода с Sollers?

Х. С.-Х.: Нет, дилеры остались с нами. Мы добавили нескольких дилеров и продолжаем это делать, будучи сфокусированными на Московском регионе, где нам еще есть что улучшать.

- Сколько у вас сейчас дилеров и сколько вам нужно?

В. М.: 95 дилеров, которые покрывают всю территорию России, включая Дальний Восток и Сибирь.

Х. С.-Х.: Нам надо оптимизировать свою дилерскую сеть. В Москве и еще 5-6 крупнейших городах нам нужно больше дилеров. Но в то же время нам нужно быть уверенными, что дилеры имеют долгосрочный и прибыльный бизнес.

- О собственном производстве LCV в России Fiat сейчас думает?

Х. С.-Х.: Ситуация в России очень сложная. Мы всегда держим в голове разные варианты.

- Fiat Professional - высокоприбыльное подразделение Fiat. Что это значит для вас: можете ли вы тратить на маркетинг и R&D столько, сколько считаете нужным?

Х. С.-Х.: Я не сказал бы «высокоприбыльное», но деньги мы зарабатываем.

Наша главная инвестиция - это новый Ducato, через год в Европе появится новый Doblo. Появится также новый Scudo, и в нашем пятилетнем плане заявлен новый пикап. Что подтверждает наше стремление оставаться в лидерах: даже если сегодня у нас все хорошо, мы хотим, чтобы было еще лучше.

- Каковы основные рынки для Fiat Professional?

Х. С.-Х.: Наш крупнейший рынок - домашний, Италия. Спрос там в настоящий момент невысок, но мы сохраняем очень большую долю рынка. Другие наши важнейшие рынки - Германия, Франция, Испания; мы развиваемся в Великобритании. В целом в Европе мы представлены очень хорошо, у нас значительная доля рынка, и, хотя мы намерены ее увеличивать, основной потенциал роста для нас все-таки не в Европе, а в Африке и на Ближнем Востоке, где мы пока представлены не очень хорошо, но где намерены развиваться.

- А что в Латинской Америке?

Х. С.-Х.: Там мы представлены очень хорошо. Я не отвечаю за Америку, но могу сказать, что мы представили новый Ducato в Северной Америке под брендом Ram ProМaster, а Doblo - как Ram ProMaster City; Ducato и Scudo продаются в Австралии. То есть у нас глобальный бизнес.

- Кооперация между региональными подразделениями Fiat Professional и Chrysler существует?

Х. С.-Х.: Наш бизнес разбит на регионы: Северная Америка, Южная Америка, ЕМЕА, и каждый регион работает с поставщиками в своем регионе. У нас есть платформы, на которых строятся те или иные автомобили. Но американский рынок, например, - это в основном рынок бензиновых автомобилей, а европейский - дизельных; плюс у покупателей из разных регионов существуют разные предпочтения.

- Ram знаменит своими пикапами, почему вы не импортируете их в Европу?

Х. С.-Х.: В Америке и Европе пикапы - это разные автомобили. В Америке пикап - это машина для удовольствия, с большим и мощным бензиновым двигателем. В Европе пикап - это рабочая лошадка с экономичным дизельным двигателем. Если мы поймем, что есть спрос на американские пикапы в Европе, мы обязательно его удовлетворим.

- Fiat Professional также кооперируется с другими европейскими автопроизводителями. Что это дает вашей компании?

Х. С.-Х.: Логика этого сотрудничества чисто индустриальная: это дает нам объемы. Разработка нового автомобиля обходится в 1-1,5 млрд евро, нам нужны соответствующие объемы продаж, чтобы окупить наши расходы и обеспечить стабильность нашего развития.

- Конкуренция в Европе в сегменте LCV усиливается, создаются новые альянсы - PSA/Opel и Renault/Mercedes-Benz; Toyota также будет делать LCV совместно с PSA, а Hyundai - с турецкой Karsan. Nissan объявил, что к 2020 г. намерен стать крупнейшим производителем LCV в мире. Агрессивные планы конкурентов не пугают Fiat?

Х. С.-Х.: Fiat Chrysler Automobiles - это заметная величина, у нас серьезное присутствие как в Европе, так и в Северной Америке. У нас есть достаточные объемы продаж, чтобы быть конкурентоспособными, и новые альянсы нам не нужны; мы лидеры на рынке, и новые альянсы нас не пугают.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать