GM завезет Cadillac в Россию из Белоруссии

Большие внедорожники Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe будут собирать под Минском
Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe приедут в Россию из Белоруссии/ Wilfredo Lee/ AP

General Motors (GM) подписала соглашение о крупноузловой сборке Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe для российского рынка с белорусской "Юнисон", сообщила GM. На заводе "Юнисон" установлена современная производственная линия для сборки моделей Cadillac и Chevrolet, а персонал подготовлен и обучен в соответствии с принципами организации производства и контроля качества, принятыми на всех заводах GM, говорится в сообщении компании. Представитель компании отказалась уточнить планы производства и продаж.

Предприятие «Юнисон» было основано в 1996 г. как белорусско-британское совместное предприятие Ford Union, в 2000 г. преобразовано в СП ЗАО "Юнисон". Сейчас расположенный под Минском завод собирает китайский седан марки Zotye, легкий грузовик Kia и специальные версии фургонов на базе «Газели». Также завод с этого года собирает несколько моделей для PSA Peugeot Citroen – компактные седаны Citroen C-Elysee и Peugeot 301, развозные фургоны Citroen Berlingo и Peugeot Partner Tepee, кроссовер Peugeot 3008 и седан Peugeot 508.

В начале 2015 г. GM перевела крупноузловую сборку внедорожников Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe на собственный завод «Джи Эм авто» в Санкт-Петербурге. Модели предыдущего поколения ранее выпускались на «Автоторе» в Калининградской области. Чуть ранее оттуда в Петербург была переведена крупноузловая сборка других моделей Cadillac – CTS, SRX, ATS. GM в середине марта объявила об остановке производства автомобилей в России. Завод компании «Джи Эм авто» остановлен в июне, сборка на «Автоторе» прекращена в марте, до конца лета будет свернуто контрактное производство на ГАЗе в Нижнем Новгороде. Представитель компании отказалась комментировать выбор партнера, в том числе почему сборку не вернули на «Автотор».

Решение начать сборку внедорожников в Белоруссии, скорее всего, принято GM исходя из соображений снижения издержек, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Возможно, они получили какие-то льготы от белорусских властей или собираются сэкономить на рабочей силе, предполагает он. Инвестиции в организацию крупноузловой сборки в объемах около 1500 машин в год Беспалов оценивает максимум в несколько миллионов долларов. В отказе от крупноузловой сборки на «Автоторе» присутствует политическая составляющая, считает управляющий партнер EURussiaPartners Иван Бончев. Использовать беспошлинный ввоз по условиям особой экономической зоны (ОЭЗ) для GM было бы выгоднее, считает он. Расходы на организацию крупноузловой сборки будут минимальными, меньше 1 млн долларов, считает Бончев.

GM и «Юнисон» подписали рамочное соглашение о сборке автомобилей в Белоруссии в середине 2013 г. Планировалось, что в республике будут выпускать Opel Corsa по 5000–7000 единиц в год. Производство должно было начаться в июле 2014 г., но этого не произошло. Однако в сентябре 2014 г. Белоруссия договорилась с GM о создании сборочного производства легковых автомобилей мощностью 20 000–25 000 единиц в год. Как говорил Михаил Мясникович, занимавший тогда пост премьер-министра страны, по договоренностям Таможенного союза и ЕАЭС производство должно достигнуть уровня локализации 30% к 1 января 2017 г., 50% – к 1 июля 2018 г., поэтому кроме крупноузловой сборки должны быть созданы производственные мощностей по сварке и покраске кузовов, говорил Мясникович. Автомобили с такими уровнями локализации получают право свободного перемещения на территории единого экономического пространства, говорил представитель Белоруссии в ЕЭК.

Представитель GM не стала комментировать планы по локализации сборки Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe.

GM не будет инвестировать в локализацию производства, потому что по условиям вступления России в ВТО в середине 2018 г. будут снижены ввозные пошлины на готовые автомобили, говорит Бончев. «Когда станет невозможным ввозить в Россию из Белоруссии собранные без достаточного уровня локализации машины, сборочный "гараж-амбар" просто прикроют, а через полгода-год начнут импортировать готовые автомобили – полгода большой разницы в продажах небольшого по объемам премиум-бренда Cadillac не сыграет», – говорит Бончев. Решение об инвестировании в сборку более массовых моделей в Белоруссии будет зависеть от скорости восстановления российского рынка, который до конца года, как ожидается, может только стабилизироваться на уровне примерно половины от прошлогоднего.

Продажи Cadillac в России растут в последние два месяца, несмотря на падение рынка: в мае было реализовано 130 машин (на 25% выше показателя прошлого года), в июне также 130 (+18%). За полгода продажи снизились на 34%, до 464 единиц. Мировые продажи Escalade за первые пять месяцев года увеличились на 94%, до более 16 000 единиц, сообщила компания.