Ferrari 488 GTB: Охота за секундами

Праздник скорости за рулем нового среднемоторного суперкара из Маранелло
Вот он, феномен Ferrari: в эффектную обертку дорогой игрушки итальянцы заворачивают кусочек чистого автоспорта, способного навсегда поменять представление о пределах скорости и возможностях машины/ Кирилл Тищенко

Мы бредем среди корпусов завода Ferrari под палящим солнцем. Кажется, в 40-градусной жаре начинает закипать мозг: «каваллино», гарцующий жеребчик с логотипа Ferrari, грозит копытцами с машин, со стен, с дверей и... с урны для мусора. Галлюцинация, наваждение? Нет, урна красная, и к ней явно приложил руку дизайнер – теперь это «Феррари» среди мусорных бачков. Наверняка через какое-то время станет коллекционной вещью и будет стоить, как новый Ford Focus. В царстве автопрома Ferrari – Мидас, чье прикосновение к любой вещи делает ее дорогой, желанной и, как правило, красной. Коммерческую силу бренда можно приблизительно оценить в магазинчике для рабочих на территории завода: цены «для своих» на фирменную атрибутику здесь раз в пять ниже, чем в аутлетах Ferrari по всему миру.

В производственных корпусах выставлена и основная продукция компании, в том числе исторические модели вроде 250 GT Lusso родом из 60-х. Глядя на «Феррари» прошлых лет, легко понять, почему они непрерывно растут в цене: эти автомобили хочется припарковать в гостиной и часами смаковать глазами, как какого-нибудь «малого голландца». У скорости много лиц, но обличье Ferrari из шестидесятых – одно из самых прекрасных. Смогут ли потягаться с ними харизмой современные модели, проезжающие мимо нас по заводской улице с обернутыми защитной пленкой мордами? Сейчас узнаем: в мою ладонь наконец падает ключ от Ferrari 488 GTB – ярко-красный, эмалевый. Как деталь игрушки, о которой бредил в детстве, но не можешь вспомнить, став взрослым.

С высоты человеческого роста и в ракурсе «три четверти сзади» красная 488 GTB напоминает огромный раскрывающийся бутон розы – никакой агрессии, плавные органические линии. И не скажешь, что большая часть из них продиктована инженерами. Например, отверстие под спойлером, образующее аккуратный «ротик» между тубусами задних фонарей, – важный аэродинамический элемент, позволивший, не повышая лобового сопротивления, увеличить прижимную силу на 50% по сравнению с предшественницей, 458 Italia. Торчащие на уровне колен «плавнички» дверных ручек направляют воздушные потоки в боковые воздухозаборники.

Но передняя часть с прищуренными фарами, резкими складками и вертикальными «клыками» – это не лицо элегантной и раскованной скорости шестидесятых, это сосредоточенный look просчитанной до десятых долей секунды скорости цифровой эры. Внутри, в неожиданно просторном салоне – тоже полный футуризм, выстроенная вокруг руля передняя панель как родная примет молодых миллионеров, выросших у экранов приставок и виртуальных симуляторов. Но берешься за усыпанный кнопками руль (пуск двигателя, поворотники, дворники, фары, переключатель режимов шасси и амортизаторов – все здесь), и возникает странное ощущение, что в руках не электронный контроллер, а оголенный мозг животного, которым будешь управлять прямой стимуляцией нервной ткани. Это ощущение только усиливается, когда нащупываешь кнопки клаксона, в буквальном смысле зашитые под кожу приливов на баранке. Здесь нет привычных для многофункциональных рулей «гражданских» машин кнопок управления мультимедиа – на высокой скорости важнее вовремя махнуть дворниками, чем прибавить громкость радио.

По кабине разлит дух гонок – веселого и шумного праздника скорости, каким их видят зрители, а не изнурительного и опасного состязания. Жесткие анатомические ковши соседствуют с совершенно игрушечными подлокотниками дверей: красная кожа поверх серебристого пластика. Сочного цвета переключатель-манеттино на руле будто нашли в коробке с леденцами – так и тянет лизнуть. За креслами – небольшая полка с сеткой, куда можно пристроить пару сумок. Обзорность – не хуже, чем из обычной легковушки. Правда, глаза оказываются где-то на уровне седалищ велосипедистов, которых следовало бы запретить в окрестностях Маранелло, «Города моторов».

Чтобы разбудить Ferrari 488 GTB, красную кнопку на руле нужно ткнуть дважды. Двигатель театрально рявкает, но потом переходит на ровный гул с едва заметной хрипотцой. «Восьмерка» объемом 3,9 л здесь с двумя турбонагнетателями, и это вторая модель Ferrari нового времени после Califiornia T, которую перевели на принудительный наддув. По показаниям мощности, крутящего момента и экономичности двигатель 488 GTB превосходит 4,5-литровый агрегат 458 Italia, но инженеры Ferrari говорят о турбинах без энтузиазма, как о нелюбимом человеке, которого пришлось принять в семью. Моментальный отклик на газ и звенящий «формульный» звук – это поклонники марки боялись потерять вместе с атмосферными моторами. Против внедрения нагнетателей был и Лука ди Монтедземоло, имя которого в Ferrari до сих пор произносят с придыханием.

Так ли все плохо на самом деле? Продавливая напольную педаль газа 488 GTB, сначала запускаешь миниатюрную циркулярную пилу турбонаддува, а через доли секунды в купе словно въезжает сзади на полном ходу локомотив. Роботизированная 7-ступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями передает напор мотора почти непрерывно, причем система управления двигателем откалибрована так, что по мере переключения передач вверх растет и выдаваемый им момент: возникает ощущение бесконечно возрастающего ускорения, которое может закончиться, кажется, только взлетом автомобиля. Отклик двигателя на газ на третьей передаче при 2000 об./мин. составляет 0,8 с, лишь на десятую долю секунды больше, чем у «атмосферника» 458 Italia, приводит данные компания. Чтобы добиться такого результата, Ferrari понадобились крыльчатки из авиационного сплава титана с алюминием, которые обладают вполовину меньшей инерционностью, чем наиболее распространенные инконелевые. Дополнительные 100 л. с. и 220 Нм в обмен на практически фантомную задержку в отклике – от такого предложения откажутся разве что самые отъявленные пуристы.

Голос 488 GTB действительно выбивается из хора атмосферных Ferrari. Хрипловатый баритон, который становится выше и громче с ростом оборотов, никогда не срывается на фальцет, зато эффектно клокочет при сбросе газа. В кабине его дополняют шипение и посвист турбокомпрессоров. Увы, но в полной мере оценить мощь «глотки» спорткара могут только зрители: остановившись для фотосъемки, мы пропустили вперед коллег и были немало удивлены громовыми раскатами, с которыми от нас уехал их автомобиль.

При торможении свою лепту в симфонию механических звуков вносят тоненько поскрипывающие тормоза с углеродокерамическими дисками. Педаль тормоза мягкая, но не имеет свободного хода, и при малейшем нажатии колодки липнут к дискам, как намагниченные, – в полном соответствии с общей философией автомобиля, который по замыслу инженеров должен реагировать на действия водителя с задержкой не более 0,06 секунды. Как полагается подготовленному для гонок болиду.

Так же мгновенно, но без нервозности бросаются вслед за легким рулем с гидроусилителем 20-дюймовые колеса. Плавно скользнув в повороте или выйдя из него с резким ускорением, вдруг осознаешь, что маневр не должен был пройти так гладко: сработала комплексная система электронного управления шасси, которая дирижирует не только тормозами и задним дифференциалом, но и управляемыми электроникой амортизаторами с магнитореологической жидкостью. Сложный алгоритм системы, написанный для Ferrari специалистами Политехнического университета Милана, рассчитывает корректирующие действия по формуле, занимающей почти целый лист бумаги. По словам инструкторов Ferrari, прежде они советовали опытным клиентам отключать на треке системы электронного контроля для лучшего результата, но последние версии электронных помощников настолько совершенны, что режим Race (в котором мы провели большую часть пути) позволяет реально улучшить время круга.

Среди клиентов Ferrari, познавших вкус трека, немало тех, кто присоединился к охоте за секундами и с каждым заездом пытается улучшить свое время на трассе, сравнивая его с результатами профессиональных гонщиков. Вот он, феномен Ferrari: в эффектную обертку дорогой игрушки итальянцы заворачивают кусочек чистого автоспорта, способного навсегда поменять представление о пределах скорости и возможностях машины. В этом смысле Ferrari 488 GTB достойный продолжатель традиций – купив его «за красивые глаза», можно просто зависнуть на треке. И «каваллино» действительно станет наваждением, которое захочется испытать снова и снова.

Технические характеристики Ferrari 488 GTB*
Тип кузова, число мест купе, 2
Длина/ширина/высота/колесная база, мм 4568/ 1952/ 1213/ 2650
Клиренс, мм 110
Тип двигателя, число цилиндров, расположение V8 с двумя турбонагнетателями, в базе сзади, продольно
Объем двигателя, куб. см 3902
Мощность, л. с./об. в мин. 670/ 8000
Максимальный крутящий момент, Нм/об. в мин. 760/ 3000
Коробка передач 7-ступенчатая роботизированная с двумя сцеплениями
Привод задний
Снаряженная масса, кг 1370
Полная разрешенная масса, кг 1785
Максимальная скорость, км/ч свыше 330
Разгон до 100 км/ч, с 3
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 11,4
Объем багажника, л 230
Объем топливного бака, л 78
Топливо бензин Аи-98 (допускается Аи-95)
Стоимость, млн руб. от 16,5