«АвтоВАЗ» в третий раз за год поднимет цены на Lada

Компания компенсирует падение продаж и рост себестоимости производства
Сейчас Lada Granta, самая популярная модель на российском рынке, стоит от 332 000 руб., указано на сайте компании
Сейчас Lada Granta, самая популярная модель на российском рынке, стоит от 332 000 руб., указано на сайте компании / Д. Абрамов / Ведомости

С 1 августа Lada Granta, Kalina (кроме семейства Cross) и Lada 4x4 подорожают в среднем на 4%, сообщил сегодня «АвтоВАЗ». Это будет третьим с начала года повышением цен на Lada в России: в январе все выпускаемые «АвтоВАЗом» модели подорожали в среднем на 9%, в марте - на 4,8%.

Сейчас Lada Granta, самая популярная модель на российском рынке, стоит от 332 000 руб., указано на сайте компании. Получается, с августа она подорожает в базовой комплектации примерно на 13 300 руб. (до 345 300 руб.). Для сравнения: один из конкурентов Granta - Renault Logan - стоит без учета скидок от 379 000 руб. (первое поколение) и 399 000 руб. (новый). Французская компания, один из акционеров «АвтоВАЗа», после удорожания своих машин в конце 2014 г. - начале 2015 г. на фоне девальвации рубля, напротив, постепенно снижает цены. Например, неделю назад Logan, Sandero и Sandero Stepway в среднем подешевели в России на 3%.

В июне президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон говорил, что завод не планирует до конца 2015 г. повышать цены Lada. «Цены, которые у нас сегодня, - хорошие», - объяснял он тогда (цитата по ТАСС).

«Текущая экономическая ситуация в стране оказала на нас прямое негативное воздействие. Продажи Lada упали на 27% (до 140 686 шт. - «Ведомости»), значительно выросла стоимость комплектующих - по этим причинам мы все еще терпим убытки», - приводятся в сегодняшнем сообщении «АвтоВАЗа» слова Андерссона.

В первом полугодии 2015 г. выручка предприятия снизилась на 2,2% до 89,15 млрд руб., себестоимость продаж увеличилась на 4% до 95,1 млрд руб., следует из опубликованной сегодня бухгалтерской отчетности компании. «АвтоВАЗ» получил 729 млн руб. чистой прибыли по РСБУ против убытка в 2,72 млрд руб. в январе - июне 2014 г., при этом операционный убыток составил 6,6 млрд руб.

Операционный убыток «АвтоВАЗ» объясняет падением российского автомобильного рынка, основного для компании, повышением закупочных цен на компоненты и негативной динамикой курса рубля. Тем не менее «динамика сокращения продаж Lada [в первом полугодии] была более позитивной по сравнению с российским автомобильным рынком в целом», указывает компания. В январе - июне 2015 г. рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 36,4% до 782 094 шт., гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.

«В сложившейся ситуации нашими главными задачами остаются оптимизация затрат на производство и реструктуризация базы поставщиков», - говорит Андерссон. Всего за счет антикризисных мероприятий компания рассчитывает сэкономить за год 20 млрд руб. Но «план сокращения расходов не покроет убытки в полном объеме», замечает компания. Поэтому и были повышены цены на автомобили, объясняет она.

В первом полугодии «АвтоВАЗ» получил чистую прибыль по РСБУ за счет разовых неденежных факторов, а операционный убыток связан с сокращением спроса на рынке, увеличением стоимости материалов и комплектующих, в том числе из-за девальвации рубля, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Предыдущие повышения цен автомобилей Lada не смогли это компенсировать, поэтому в условиях продолжающегося роста себестоимости компания вновь решилась поднять цены, говорит он.

«АвтоВАЗ» обещает «предпринимать все необходимые меры и использовать свое положение как крупнейшего российского автопроизводителя с высочайшими компетенциями и являющегося частью альянса Renault-Nissan для того, чтобы улучшить финансовые показатели работы во втором полугодии, сохранить свою долю рынка и в соответствии с производственными планами выпустить на рынок новые модели Lada Vesta (выпуск начнется в сентябре. - «Ведомости») и Lada Xray (в декабре)», сообщила сегодня компания, отчитавшись о выпуске 280 000 автомобилей (+1,6%) в первом полугодии. План на второе полугодие - 250 000 шт., говорил недавно Андерссон.

В 2014 г. автоконцерн увеличил чистый убыток по МСФО в 3,2 раза до 25 млрд руб. Чистую прибыль по МСФО «АвтоВАЗ» получит не ранее 2016 г., прогнозирует Беспалов.