Автомобильный рынок свалился в штопор

Продажи машин в октябре упали на 40%, в ноябре – декабре будет еще хуже
Падение продаж усиливается: в августе они сократились на 19,4%, в сентябре – на 28,6%/ А. Гордеев/ Ведомости

Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в октябре упал на 38,5% до 129 958 шт., следует из опубликованного во вторник отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это не самое сильное падение в 2015 г. К примеру, в марте рынок рухнул на 42,5% (см. график). Но падение усиливается: в августе продажи сократились на 19,4%, в сентябре – на 28,6%.

Как ни странно, в этом падении АЕБ винит стабильный рубль. Ведь из-за падения национальной валюты в августе люди поспешили в автосалоны. Что не могло не отразиться на продажах «будущих периодов», приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей ассоциации Йорга Шрайбера. Еще одной причиной он считает приостановку госпрограммы обновления парка (скидки на новые машины при утилизации или обмене старых). Формально она действует до конца 2015 г. Но деньги, обещанные на ее продолжение во втором полугодии 2015 г., еще не поступили. Документы все еще готовятся, поясняли источники «Ведомостей». Автоконцерны, чтобы поддержать продажи, предоставляют скидки за свой счет, но некоторые из них сократили их размер. Например, «АвтоВАЗ» в октябре их снизил вдвое – до 20 000–25 000 руб.

Рынок сильно просел также из-за снижения покупательной способности, замечает топ-менеджер одной из мультибрендовых дилерских компаний. «А те люди, у которых есть деньги на покупку машины, уходят от потребительской к сберегательной модели», – добавляет он. Об этом же говорит и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Среди марок, входящих в топ-10, особенно сильно в октябре упали продажи автомобилей Nissan (минус 49%), Toyota (минус 48%) и Lada (минус 46%). Даже УАЗ, прежде показывавший рост продаж, сократил их в октябре на 23%.

Падение продаж Lada связано прежде всего с эффектом высокой базы, объясняет представитель «АвтоВАЗа»: год назад в России стартовала госпрограмма обновления парка. Благодаря ей вырос спрос на автомобили прежде всего бюджетного сегмента. В октябре 2014 г. продажи Lada выросли на 1% при падении рынка почти на 10%, по данным АЕБ. Среди других причин текущего сокращения продаж Lada – снижение размера скидок, рост цен на машины «АвтоВАЗа» в августе – сентябре на фоне сдерживания цен основными его конкурентами в России – Hyundai и Kia, перечисляет дилер российского автоконцерна. Плюс возник отложенный спрос на Lada – люди ждут появления в продаже новинки Vesta, добавляет Беспалов (продажи начнутся в ноябре). По его мнению, из-за высокой базы 2014 г. сильно просели в октябре и продажи японских марок. Представители Nissan (минус 2% в октябре 2014 г.) и Toyota (0%) на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Корейская Kia, второй по величине игрок на рынке, в октябре сократила продажи на 17%. «Некоторое снижение объемов продаж автомобилей Kia связано с общей макроэкономической ситуацией, а также отчасти наблюдается на фоне высокой базы конца прошлого года», – поясняет представитель марки. Лучше рынка себя чувствует и Hyundai, находящаяся на третьем месте – минус 8%. Представитель марки на вопросы «Ведомостей» не ответил. «Падение в текущем октябре вызвано высокой базой прошлого октября, – говорит и представитель УАЗа. – Это был первый месяц продаж нового «Патриота», запуска программы утилизации, а также в этот период действовали спецусловия на покупку предыдущего поколения «Патриота».

На фоне падающего спроса автозаводы сокращают количество рабочих смен и дней. К примеру, Ford Sollers с середины ноября почти на два месяца приостановит выпуск автомобилей на двух своих крупнейших заводах в России. Во вторник в СМИ появилась информация, что с 18 декабря почти на месяц может приостановить выпуск автомобилей и «АвтоВАЗ». Но представитель предприятия это опровергает: «АвтоВАЗ» будет работать до 31 декабря, а после новогодних каникул уйдет в традиционный корпоративный отпуск, который, как и в начале 2015 г., продлится неделю.

Из-за эффекта высокой базы динамика падения рынка в ноябре – декабре будет на уровне октября, считает сотрудник одного из автозаводов. По оценке Беспалова, продажи упадут более чем на 40%, по мнению одного из дилеров – на 50–60%. В последние месяцы 2014 г. возник ажиотажный спрос из-за девальвации рубля: люди стремились купить машины до повышения цен, плюс в Россию хлынули покупатели из Казахстана и Белоруссии, напоминают они.

«АвтоВАЗ» предполагает, что его продажи в 2016 г. будут на уровне текущего года. На это же рассчитывает и Kia. Но «спрос будет зависеть от макроэкономической ситуации и от государственной поддержки отрасли, если таковая поддержка будет», подчеркивает представитель компании. «Мы согласны с базовыми прогнозами развития российского автомобильного рынка и не ожидаем в 2016 г. его роста», – сказал представитель BMW. Беспалов более оптимистичен: он допускает 5–10%-ный рост рынка.

В подготовке статьи участвовал Геннадий Анисимов