Авто
Бесплатный
Геннадий Анисимов

Беспилотный Audi RS7: Слепая скорость

Роботы давно научились собирать автомобили, а скоро научатся ими управлять лучше людей

Отправляясь в Барселону, я купил в аэропорту в киоске журнал «Космополитен». «Нужно же будет чем-то занять себя на заднем сиденье автомобиля, когда его буксируют...» – как-то так, поминая анекдот про двух блондинок, представлялось мне передвижение на роботизированном, или, как его называют в Audi, пилотируемом автомобиле.

Покупка оказалась напрасной: заднего сиденья в пилотируемом RS7 нет. И даже если бы оно было, то читать в автомобиле, движущемся на таких скоростях и с такими боковыми ускорениями, не удастся. Мне, плотно пристегнутому к тесному «ковшу» Recaro, удавалось прочитывать только цифры на спидометре, и то не всегда. Самая большая, которую я смог разглядеть, – 208. Говорят, надо быть внимательней: бывает и 240.

Аттракцион, ради которого мы отправились на расположенную в горах Каталонии трассу Parcmotor Castellolí, состоял из двух частей. Сначала трассу проезжал роботизированный автомобиль с двумя пассажирами – сотрудник компании на левом кресле, не трогая руля и педалей, но сжимая в руке кнопку-активатор автопилота, и второй справа просто наслаждался ощущениями. Затем гости (журналисты и энтузиасты марки) проходили ту же трассу в одиночку за рулем обычного RS7, преследуя пейскар под управлением профессионального инструктора. То есть происходило что-то вроде квалификационных заездов перед соревнованием людей с искусственным интеллектом, который представлял самодвижущийся механизм по имени Robby.

Каждый пилотируемый автомобиль Audi, как оказалось, имеет имя собственное. «Когда вы учите машины принимать решения, они обретают индивидуальность. Поэтому им нужно давать имена собственные», – говорит Клаус Фервейен, руководитель предварительных разработок автоматизированного вождения. Я заикаюсь про «Чаппи», но Клаус еще не смотрел новый сайфай Нила Бломкампа. Имена машины получили от членов знаменитой гоночной династии из Америки. RS7 с именем Bobby, показанный год назад на трассе «Хоккенхаймринг», назван в честь Бобби Анзера. Robby, следующий этап развития технологии, – в честь его сына.

У «Робби», как у обычного RS7, мотор 4,0 л V8 мощностью 560 л. с., и он весит на 400 кг меньше по сравнению со своим «папой». У «Робби» нет зрения, он двигается по дороге вслепую, как герой комедийного боевика 80-х «Слепая ярость». Но ориентируется не на слух и чутье, как герой Рутгера Хауэра, а на заложенную в память цифровую карту трассы и данные DGPS (Differential Global Positioning System), которые сопоставляются с акселерометрами штатной системы стабилизации хетчбэка. Благодаря DGPS «Робби» знает свое положение на трассе с точностью до 5 см, а система предотвращения заносов помогает ему удерживать траекторию и расчетную скорость. Машина запрограммирована так, чтобы двигаться по трассе максимально быстро, но без излишних рисков - практически по идеальной траектории, как ее проложил бы инструктор для обучения. Поэтому скорость не максимально возможная (тем не менее часто с легким скольжением колес) – и некоторым «приглашенным пилотам» удалось обогнать робота на несколько весомых секунд (см. галерею). Нашей подгруппе в некотором смысле не повезло: мы оказались во второй партии и гонялись за «Робби» при ярком солнце под голубым небом. С утра же был туман и мокрая трасса – следить за действиями системы стабилизации роботизированного RS7 наверняка было зрелищнее и занятнее.

Спортивная трасса – демонстрация только одного из этапов разработки самоуправляемого автомобиля. Роботу придется намного тяжелее в потоке машин, чем на широкой пустой дороге, которую он полностью «держит в памяти». В Audi считают, что пилотируемые автомобили будут внедряться на обычные дороги этапами: сначала парковка без водителя (уже применяется на новом поколении BMW 7-серии и будет предлагаться для следующего поколения Mercedes-Benz E-класса), затем «автопилот» для движения в пробках (у Audi он появится в 2018 г. на новом поколении А8) и чуть позже - по шоссе, еще позже – самостоятельная парковка с поиском места в большом паркинге и в далекой перспективе – автономное движение в городских условиях.

Для использования технологии самодвижущихся автомобилей нужна хорошая дорожная инфраструктура — в первую очередь разметка. Сможет ли автономный автомобиль ехать по снегу или когда просто не видно дорожной разметки? Решения этой проблемы пока нет, честно говорит Клаус, только идеи. Возможно, поможет специальная дорожная разметка, которую «видят» ладары (лазерные радары, обычная им не воспринимается) или цифровые маячки, установленные на дороге. Специфическое оснащение дорог сейчас обсуждается регуляторами во всех странах, которые планируют использовать беспилотные автомобили. Например, в Германии собираются сделать «цифровым» автобан A9 из Берлина в Баварию. Но автопилот для пробок сможет работать на снегу, сказал Клаус, потому что будет ориентироваться не на разметку, а на окружающие машины.

Уже сейчас многие автомобили премиум-сегмента умеют удерживать полосу движения на обычном европейском шоссе, регулировать скорость и даже перестраиваться по сигналу поворотника, но автопилот — это другой уровень, объясняет Клаус. Принципиальная разница с системами-ассистентами (адаптивным круиз-контролем, удержания полосы движения, предотвращения столкновений) — субъект ответственности. То есть сейчас водитель может пользоваться всем, чем оборудована машина, но должен постоянно ее контролировать и отвечать сам за последствия. За действия автопилота будет отвечать производитель машины, и в ней будет установлен «черный ящик», фиксирующий все происходящее на случай аварии и разбирательства, например, между страховыми компаниями. То есть за развитием технологий должны поспевать и законы, которые пока не разрешают водителю отвлекаться от дороги.

Покупателей и пользователей самодвижущихся автомобилей ожидает прямая выгода — они смогут использовать время, потраченное на дорогу для чего-то другого, говорят в компании. «Мы уверены, что люди хотят [автономные автомобили] и готовы платить за технологию, иначе бы этим не занимались», – уверяет Клаус. О том же говорит свежее исследование The Boston Consulting Group (BCG) и ВЭФ об автономных машинах в городах: 58% потребителей хотели бы использовать полностью автономные автомобили. Примерно половина опрошенных BSG в таких странах, как Япония, Франция, ОАЭ и Индия, готовы доплатить за автономную машину, а больше половины из них готовы выложить за «робомобиль» сумму на $5000 больше, чем за обычную машину. Кстати, первое, чего ожидают горожане от самоуправляемых автомобилей, согласно BCG, это экономия времени на поиске мест для парковки, которым будет заниматься авторобот.

Под завязку аттракциона роботизированный автомобиль по имени AJ ( в честь племянника Бобби Анзера) проехал несколько кругов по треку с пустым салоном. Эта машина уже «зрячая» — впереди и сзади у нее установлены стереокамеры, благодаря которым робот анализирует дорожную ситуацию, то есть может заметить неожиданно возникшее препятствие и затормозить. Технологию развивают и отрабатывают на многих прототипах. В начале 2015 г. автопилотируемый концепт Audi A7 (с именем Jack) проехал в автономном режиме 900 км от Кремниевой долины до Лас-Вегаса и ездил по немецким автобанам со скоростью 130 км/ч. В мае 2015 г. пилотируемый Audi ездил в городских условиях по Шанхаю. «Сейчас мы учим систему пилотируемого вождения очень трудной задаче — начинать перестроение и понимать, пропускают машину или нет», - рассказывает Клаус. В пример он приводит невозможность ожидания окна для перестроения в плотном городском потоке Барселоны. А полный автопилот, то есть полноценный автономный автомобиль, появится не так скоро - может быть, в 2029 г., может быть, позже, считают в компании.

То есть, похоже, к тому времени, когда в любой автомобиль нужно будет садиться только на заднее сиденье, уже и не придется идти в киоск за бумажными журналами. Их можно будет купить в электронной версии прямо из автомобиля. И еще, думаю, упразднят спидометры, чтобы не отвлекали пассажиров от чтения.