Переход на беспилотные технологии вдвое снизит спрос на автомобили

Машины-роботы через 25 лет вытеснят автомобили, как те в свое время заменили лошадей, считают в Barclays
Google начнет испытания прототипа своего робомобиля на дорогах города Маунтин-Вью в Калифорнии летом 2015 г./ Google

Продажи автомобилей в США могут упасть примерно на 40% в ближайшие 25 лет из-за совместного использования людьми беспилотных машин-роботов, пишет Bloomberg со ссылкой на доклад аналитика Barclays Capital. Это заставит производителей для массового рынка - General Motors и Ford Motor - сокращать выпуск машин. Аналитик утверждает, что переход к автомобилям-роботам перевернет автопром.

Число владельцев частных автомобилей может упасть почти вдвое, поскольку американцы предпочтут иметь в семье только один автомобиль, говорится в докладе аналитика по американскому автопрому Barclays Брайана Джонсона. Беспилотные автомобили будут проезжать в два раза большие в сравнении с нынешними машинами расстояния, потому что в течение дня будут возить отдельно каждого члена семьи, пишет он. Автопроизводителям массового сектора "придется резко уменьшаться, чтобы выжить", пишет Джонсон. "GM и Ford должны будут сократить производство в Северной Америке до 68% и 58% [от текущего], соответственно."

Руководители автоиндустрии часто говорят о беспилотных автомобилях как о перспективной технологии для отрасли. Рынок автономных технологий вождения вырастет до $42 млрд к 2025 г. и автомобили с автопилотами могут составлять четверть мировых продаж в 2035 г. по прогнозу Boston Consulting Group. К 2017 г. частично автономные транспортные средства будут доступны в "большом количестве", указывала компания в апрельском докладе.

"Мы внимательно следим за горизонтом и делаем предположения, как технология может изменить рынок," сказал представитель GM Bloomberg. "Наши дизайнеры, исследователи и инженеры работают на переднем крае, и мы уверены, что GM добьется успеха." Ford не ответил на просьбу агентства прокомментировать доклад.

Когда большинство транспортных средств станут беспилотными, годовые объемы продаж автомобилей в США упадут примерно на 40% до 9,5 млн, одновременно количество автомобилей на американских дорогах снизится на 60% до менее чем 100 млн, пишет в докладе аналитик. "По крайней мере, существует исторический прецедент", указывает он. "Лошади выполняли множество видов деятельности, которыми сегодня заняты автомобили, но, как только появились автомобили, популяция лошадей резко сократилась." Лошади в начале XX века либо выполняли роль вьючных животных (например, в животноводческих хозяйствах), либо были игрушками богатых людей (в пример приводится Hampton Classic Horse Show), так и теперь меньший по объемам авторынок делится на индивидуальные автотранспортные средства работы или для статуса и удовольствия. Последние останутся, остальные частные автомобили заменят автономные транспортные средства, как Ford Model T в свое время заменил лошадь.

Автопроизводители тщательно пересматривают свои бизнес-модели для ситуации, когда обеспечивать мобильность придется в крупных мегаполисах, где в течение следующих двух десятилетий сосредоточится большинство населения мира. Беспилотные автомобили, движущиеся согласовано друг с другом, могут стать основным элементом для сохранения безопасности и эффективности передвижения людей и товаров, пишет Bloomberg.

Джонсон предусматривает в будущем четыре категории транспортных средств: традиционные легковые автомобили и грузовики с ручным управлением для работы или использования в сельской местности; "семейные автономные автомобили", принадлежащие частным лицам для использования одной семьей; "совместные автономные транспортные средства", которые станут "робо-такси" для вызова со смартфона; "коллективные совместные автономные транспортные средства" - различные многоместные машины, например автобусы и микроавтобусы. Каждый "совместный автомобиль" на дороге вытеснит девять традиционных автомобилей, а каждый "коллективный совместный автомобиль" займет место как минимум 18, считает Джонсон.

Чуть больше половины транспортных средств сейчас используются исключительно для перевозок (и, таким образом, рискуют быть вытесненными совместными автономными автомобилями). Оставшаяся половина используется для целей, отличных от перевозок, и, таким образом, не подвергаются риску быть вытесненными, цитирует аналитика Financial Times.

Стоимость передвижения для потребителей резко упадет, считает аналитик. "При исключении водителя из уравнения (самые высокие затраты на это - в такси), средняя стоимость за милю для потребителя может составить 44 цента при индивидуальной поездке в стандартном седане и 8 центов при совместной поездке в двухместной машине," считает Джонсон, отмечая, что это существенно ниже $3-3,5 за милю, которые платят сейчас потребители за поездку в стандартной машине UberX и $1-1,5 за милю в автомобилях совместного использования UberPool. Переход на беспилотные транспортные средства пойдет на пользу транспортным компаниям, вроде Uber Technologies, поставщикам технологий автономного вождения, например Mobileye, и производителям бюджетных автомобилей, говорится в докладе.

Как только семьи начнут использовать автомобили-роботы это станет угрожать спросу на автомобили, считает автор доклада. Как правило, семейные автомобили в течение дня очень редко совершают пересекающихся поездки. Ссылаясь на анализ Мичиганского университета, он говорит, что доля домохозяйств в США с одним транспортным средством на семью может вырасти за 25 лет с 32% до 84%.

Беспилотные транспортные средства будут доминировать на рынке, но при этом сохранится доля обычных машин с ручным управлением. "Большая тройка»"[американских автопроизводителей] по-прежнему будет выпускать пикапы и фургоны (наиболее выгодные для них сегменты), но испытает серьезные проблемы в сегменте "семейных автономных автомобилей" и "совместных автономных автомобилей", считает Джонсон. "Мы рассматриваем это как дополнительное ограничение в перспективах для "традиционных автопроизводителей для массового рынка", считает аналитик.