Сентябрь и октябрь стали лучшими месяцами для авторынка с начала кризиса

Но продажи по-прежнему далеки от показателей 2012 года
При этом рынок остался на уровне сентябрьских продаж - рост 0,2% помесячно. Это по-прежнему лучший показатель с начала кризиса/ Ярослав Чингаев для Ведомостей

Рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в октябре 2017 г. вырос на 17,3% в годовом выражении, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ): продажи достигли 148 597 автомобилей. За январь-октябрь 2017 г. продано 1,28 млн, на 11,3% больше, чем за январь-октябрь 2016 г.

Рост рынка продолжается восьмой месяц подряд, такого не было с 2012 г., цитирует АЕБ в отчете председателя комитета автопроизводителей Йорга Шрайбера, но продажи еще очень далеки от показателей того года – 2,9 млн машин.

В сравнении с сентябрем рынок почти не вырос – плюс 0,2%. При таком темпе восстановления годовые продажи 2017 г. сравняются с продажами 2015 г., продолжает Шрайбер: тогда было 1,6 млн машин – на 35,7% меньше, чем в 2014 г.

Быстрый рост обеспечивает низкая база 2016 г., объясняет зампред правления ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. Даже при нынешних небольших продажах наблюдается старение автопарка, в связи с чем накапливается отложенный спрос, который не может не реализоваться, констатирует аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич.

Самыми популярными автомобилями в октябре 2017 г. стали Lada (+23%), Kia (+16%) и Hyundai (+11%), но самый быстрый рост продаж показали Ford и Nissan: 33 и 27%. Ford получил такой результат из-за снижения цен на внедорожник Explorer на 100 000 руб., объясняет представитель компании. У Nissan большинство моделей (Qashqai, Almera, Terrano) хорошо продавались из-за участия в госпрограммах, считает представитель импортера.

Спрос, продажи и госпрограммы

Но 18 октября Минпромторг досрочно отменил адресные программы господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», рассчитанные на машины дешевле 1,45 млн руб.: продажи по ним достигли целевого показателя в 58 000 машин. В середине октября автодилеры беспокоились, сохранится ли такой рост рынка до конца года. Пока нет решения возобновить программы господдержки, говорить о закреплении нынешнего спроса рано, предупреждает Зиновьев.

На рынке в целом отмена госпрограмм пока не столь заметна – идет общий сезонный подъем, уверена представитель автодилера «Рольф» Светлана Браницкая. Все еще сказывается собственная поддержка марок импортерами и производителями – они продолжают давать скидки за trade-in, предлагает свою версию Кузьмич.

Досрочное завершение госпрограмм может плохо сказаться на продажах ноября – хуже будут продаваться автомобили массового сегмента, на которые программы распространялись, подтверждает Зиновьев: льготный лизинг не заменит льготного автокредитования и не будет драйвером в конце осени.

Продажи премиальных автомобилей по-прежнему нестабильны, согласно данным АЕБ: продажи Mercedes (+7%), BMW (+17%), Volvo (8%), Porsche (25%) выросли, а Lexus (-7%), Audi (-3%), Land Rover (-4%) упали. Средний срок владения премиальными машинами в России – не больше трех лет и сейчас завершается очередной трехлетний цикл, уверяет Браницкая, это значит, что в ближайшие месяцы многие из клиентов этих марок вновь придут в автосалоны.

Самые быстро дешевеющие модели российского авторынка