Минпромторг предлагает давать промышленные субсидии и на производство автокомпонентов

Это поможет заинтересовать автоконцерны увеличивать локализацию, считают в министерстве
Источники, близкие к двум из автоконцернов, поясняют, что в новом режиме власти хотят субсидировать часть затрат при ввозе компонентов /Максим Стулов / Ведомости

Минпромторг хочет расширить механизм промышленных субсидий – распространить их и на производителей автокомпонентов, рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Это предполагается сделать в рамках разрабатываемого совместно с Минэкономразвития инвестрежима для автопрома. Он придет на смену соглашениям о промышленной сборке (завершаются в конце 2018 – начале 2020 г.). Они предполагают создание мощностей и увеличение локализации автомобилей в обмен на льготные ввозные пошлины на автокомпоненты. В новом режиме их уже не будет – это противоречит правилам ВТО, говорит Мантуров.

Источники, близкие к двум из автоконцернов, поясняют, что в новом режиме власти хотят субсидировать часть затрат при ввозе компонентов. Механизм еще обсуждается, добавляет один из них.

Помимо промышленных субсидий участники нового режима получат льготы по налогам, доступ к госпрограммам поддержки рынка и отрасли.

Сейчас промышленные субсидии получают местные производители автомобилей – на поддержание рабочих мест, компенсацию части затрат на энергоресурсы и проч. Они появились после того, как Россия под давлением ЕС обязала платить утилизационный сбор (был введен в 2012 г. для защиты рынка от наплыва автохлама) не только импортеров, но и локальных производителей. Ранее вместо уплаты сбора местные заводы могли взять обязательства по утилизации машин. Новый подход напугал автоконцерны, построившие заводы в России, некоторые из них даже пригрозили снизить инвестиции в России. Введенные в итоге промышленные субсидии сопоставимы с расходами по утилизационному сбору. В 2016 г. власти индексировали сбор на 65%, на столько же выросли и отчисления по промышленным субсидиям. Новая индексация произойдет в 2018 г. Средневзвешенное увеличение составит 15–17,5%, по информации Минпромторга. На легковые машины сбор в среднем почти удвоится, по словам источников «Ведомостей».

Новый режим предполагает дальнейшую локализацию автомобилей. Инвесторам будет предложено на выбор наладить выпуск в России ключевых узлов и компонентов. В этом списке – двигатель, трансмиссия, система управления и др. Заводы двигателей помимо отечественных заводов построили в России группа Volkswagen, Ford Sollers, а альянс Renault-Nissan использует мощности «АвтоВАЗа». Не все компании пойдут по пути локализации двигателей или трансмиссий, замечает Мантуров. В этом случае они смогут выбрать из списка другие узлы – так, чтобы в итоге набрать минимально необходимое количество баллов, поясняет он. При этом будет учитываться локализация каждой модели.

Средний уровень локализации выпускаемых иномарок в России – 40–60%, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Развитие производства автокомпонентов сдерживает небольшой рынок сбыта, поэтому для создания новых крупных производств – самими автоконцернами или сторонними компаниями – как минимум на первом этапе потребуется господдержка, соглашается он.

Представители Ford Sollers, «Хендэ мотор мануфактуринг рус» не стали комментировать предложения Минпромторга. Представители Renault Nissan, «АвтоВАЗа», VW на вопросы не ответили.