Иностранным автоконцернам поставлены новые условия господдержки

К 2023 году в России должны собирать даже автоматические коробки передач
Минпромторг хочет контролировать локализацию производства автомобилей не в целом по концернам, а по каждой модели/ Екатерина Кузьмина/ Ведомости

Минпромторг сформулировал условия допуска к новому режиму господдержки в автопроме взамен истекающих в 2018–2020 гг. соглашений о промсборке, рассказали «Ведомостям» два близких к автопроизводителям человека. «Ведомости» ознакомились с проектом постановления правительства, в котором описан набор минимально необходимых технологических операций для признания ключевых автомобильных узлов (двигатели, коробки передач, электроника и др.) выпущенными в России. Документ обсуждается с автопроизводителями, говорят собеседники «Ведомостей».

Соглашения о промсборке предоставляют компаниям льготы на ввоз автокомпонентов (как правило, нулевые пошлины) и допуск к госпрограммам поддержки рынка в обмен на увеличение локализации и мощностей. Так, локализация автомобилей должна составлять 60%, в 30% машин должны использоваться местные двигатели и (или) коробки передач.

Теперь Минпромторг хочет создать стимулы для еще большего использования российских комплектующих в автомобилях. Те, кто уложится в нормативы, смогут и дальше претендовать на господдержку – продавать автомобили по госзаказу или пользоваться другими мерами поддержки рынка. При этом если сейчас контролируется выполнение соглашений в целом отдельными производителями, то Минпромторг готов контролировать производство отдельных моделей.

Для каждого типа машин и конкретного узла Минпромторг разработал перечень операций и график их внедрения. Например, сейчас собственное производство двигателей есть только у трех иностранных автопроизводителей – Ford-Sollers, Volkswagen и альянса Renault-Nissan. Минпромторг считает, что для доступа к программам господдержки уже с 2019 г. производители должны собирать двигатели в России.

К 2023 г. в России должны собираться автоматические коробки передач, а механические вдобавок из произведенных в нашей стране комплектующих. К 2026 г. даже электродвигатели тоже должны быть собраны в России, если автопроизводитель захочет включить модель электромобиля в программу господдержки, считает Минпромторг.

Проблем с организацией производства двигателей быть не должно, полагает сотрудник одного из автоконцернов, – некоторые игроки уже построили заводы или собираются это сделать. А вот с локализацией коробок передач будут проблемы – ни у кого из иностранных автоконцернов нет здесь своего производства. Поэтому многие из них будут против этого условия, считает собеседник «Ведомостей». Поэтапное увеличение использования российской штамповки в кузовах тоже не будет проблемой. Штамповку крупных лицевых деталей давно все наладили, но часть более мелких по-прежнему импортируется, замечает сотрудник одного из автоконцернов. Но при необходимости их можно тоже локализовать – мощности в России есть, добавляет он.

Представители Минпромторга, Volkswagen и Renault на вопросы «Ведомостей» не ответили. Их коллега из Hyundai говорит, что компания изучает предложения чиновников. Представитель Nissan утверждает, что его компания никаких предложений от Минпромторга не получала.