Минпромторг предлагает льготы за экспорт машин

Министерство намерено заключать соглашения о производстве в России автомобилей для глобального рынка
Серегй Портер/ Ведомости

Минпромторг предлагает в качестве дополнительной меры стимулирования экспорта автомобилей заключать долгосрочные соглашения о размещении в России крупных экспортно-ориентированных производств мощностью от 80 000–100 000 машин в год на срок 7–10 лет. Это следует из проекта стратегии экспорта продукции автопрома, размещенного на сайте министерства. «Цикл планирования производственной цепочки ведущих автопроизводителей составляет 3–4 года, таким образом, для запуска производств в 2022–2024 гг. необходимо сформировать целевую программу и провести необходимые переговоры в 2018–2019 гг.», – говорится в документе. Чтобы заинтересовать автоконцерны, Минпромторг предлагает бюджетное софинансирование таких проектов, например, в виде грантов. В 2022–2025 гг. на эти цели потребуется 33,4 млрд руб. – по 8,4 млрд руб. в год. Условия получения субсидий не указаны. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.

«Данная мера позволит обеспечить базовую загрузку для дальнейшей локализации производства компонентов», – поясняется в проекте стратегии. Из-за сократившегося вдвое по сравнению с 2012 г. рынка средняя загрузка автозаводов составляет около 40%. При прогнозируемом росте внутреннего спроса с 1,5 млн в 2016 г. до 2,5 млн автомобилей к 2025 г. для достижения 70% загрузки мощностей необходимо экспортировать не менее 250 000–300 000 автомобилей в год общей стоимостью около $4 млрд, по расчетам Минпромторга. Для сравнения: в 2016 г. было экспортировано 82 000 машин на $1,5 млрд. Базовый сценарий стратегии предполагает экспорт 240 000 машин в год.

Бонус за экспорт

Среди других мер стимулирования экспорта – внедрение системы налоговых бонусов (вычетов) за экспортные поставки, которые могут быть использованы для зачета импортных пошлин и акцизов и/или переданы другим компаниям. Это простимулирует зарубежных автопроизводителей размещать заказы на российских заводах поставщиков компонентов в обмен на возможность получить налоговые вычеты для российских подразделений.

Такие соглашения – быстрое решение загрузки простаивающих мощностей, признает сотрудник одного из автоконцернов. Проблем с организацией выпуска новых моделей (на собственных мощностях или по контрактной схеме) не возникнет, ведь производство на автозаводах гибкое, для настройки конвейеров потребуется меньше денег, чем если бы создавалось новое производство, отмечает он. Но идея, по его мнению, спорная: без требований по локализации бюджетные выгоды вызывают сомнения, а вменить такие обязательства – значит, вступить в противоречия с правилами ВТО, по которым в России в середине 2018 г. отменяется режим промсборки (льготы по ввозным пошлинам в обмен на расширение мощностей и увеличение локализации). Впрочем, помочь может такой инструмент, как специнвестконтракт, который предполагает индивидуальные условия, думает собеседник.

Власти уже стимулируют экспорт продукции автопрома с помощью экспортного финансирования и страхования, кредитования покупателей, субсидирования экспортной логистики, перечисляется в документе. «Данные меры должны быть продлены до 2025 г. и обеспечены достаточным объемом ресурсов», – считает Минпромторг. В 2018–2025 гг. потребуется 136 млрд руб. субсидий, дополнительные доходы бюджета составят 127 млрд руб., по расчетам министерства. Это по базовому сценарию стратегии, без учета соглашений о создании экспортно-ориентированных моделей автомобилей. Вместе с ними – 215 млрд и 155 млрд руб. соответственно.

Стратегия на согласование в Минэкономразвития пока не поступала, сказал представитель министерства. «Ряд вопросов действительно обсуждался на рабочих совещаниях. Сейчас ждем итоговую версию документа для ознакомления, после чего сможем дать оценку предложениям Минпромторга», – добавил он. Представители Минфина на вопросы не ответили.

«Мы поддерживаем меры государственной поддержки автопрома – как существующие, так и новые», – сказал представитель Renault. Он напомнил, что компания экспортирует из России весь локально производимый модельный ряд, а также автокомпоненты и запчасти в рамках совместных проектов с поставщиками. Представители других автоконцернов, опрошенные «Ведомостями», на вопросы не ответили.