«АвтоВАЗ» планирует открыть завод в Казахстане к 2021 году

Запуск задерживается на два года из-за падения спроса на автомобили
На новом заводе сначала станут производиться автомобили Lada/ Максим Стулов / Ведомости

Строительство автозавода полного цикла (сварка, окраска, сборка) в Казахстане в рамках совместного предприятия «Азия авто Казахстан» (75% у группы «Бипэк авто – Азия авто», блокпакет у «АвтоВАЗа») планируется завершить «примерно в течение трех лет с настоящего момента», рассказал в интервью «Ведомостям» президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. Ранее планировалось открыть автозавод мощностью 60 000 машин в год к 2019 г. (с возможностью расширения до 120 000 шт. в год) для местного рынка и экспорта. Общие инвестиции с учетом второй очереди оценивались в $500 млн. По словам Мора, стоимость проекта снижена, но насколько именно, он не раскрыл. «Мы постарались придать инвестициям, насколько это было возможно, соответствующий реалиям размер. Вместе с «Бипэком» минимизировали риски», – отметил он.

Представитель «Бипэк авто – Азия авто» на вопросы не ответил. В конце января группа сообщала, что уже инвестировала в проект $62 млн. Вложения «АвтоВАЗа» в проект не финансовые, он выступает техническим партнером. Проект был анонсирован в 2011 г., и с того времени сроки уже несколько раз сдвигались.

«Главная сложность – в рынке Казахстана. Мы ожидали, что он будет объемнее», – продолжает Мор. Казахстан остается крупнейшим экспортным рынком Lada, но за годы кризиса (2014–2016 гг.) продажи марки здесь упали в разы на фоне общего сокращения спроса. Если в 2013 г. они составляли 56 400, то в 2016 г. – всего 8100 шт., по данным «Казавтопрома». Рост возобновился в 2017 г., но динамика восстановления рынка была небольшой – 5,8% до 46 400 шт. Продажи Lada увеличились на 7% до 8729 шт. (18,8% рынка, 2-е место после Toyota, у которой доля 19,9%). Для сравнения: общий экспорт «АвтоВАЗа» в прошлом году вырос на 44,5% почти до 25 000 шт. «Для стимулирования спроса местное правительство [в Казахстане] ввело программы утилизации, льготного автокредитования, как это было сделано в России. Мы совместно с «Бипэком» очень тщательно отслеживаем процесс восстановления рынка», – отметил Мор.

Сейчас автомобили Lada для казахстанского рынка выпускаются здесь же, на заводе группы «Бипэк авто – Азия авто», из российских сборочных машинокомплектов (все основные модели бренда). От поставок готовых машин «АвтоВАЗ» отказался в 2016 г. из-за введения в Казахстане утилизационного и других сборов на ввозимые машины.

На новом заводе сначала станут производиться автомобили Lada, сказал Мор. Это будут 3–4 модели, пояснял представитель «АвтоВАЗа». Но мощности будут открыты для любого участника альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, отмечает Мор. Такой опыт у альянса есть: на «АвтоВАЗе» в Тольятти, например, помимо Lada выпускаются автомобили под брендами Renault, Nissan и Datsun, на заводе «Рено Россия» в Москве – Renault и Nissan. Готов в перспективе выпускать машины для партнеров и завод Nissan в Санкт-Петербурге.

Рынок Казахстана остается стратегическим для «АвтоВАЗа», компания заинтересована в усилении присутствия в этой стране, для чего ей нужно в том числе повышать локализацию, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но поскольку проект большой, требует значительных инвестиций и более емкого, чем сейчас, рынка, изменение в сроках реализации оправданно, считает он. При прежней конфигурации проекта неизбежно возникли бы вопросы окупаемости, отмечает эксперт.