«Яндекс» начнет продавать бортовые компьютеры для автомобилей в розничных сетях

Устройства с сервисами компании сначала появятся в салонах связи МТС
Яндекс

«Яндекс» готовится к началу продаж бортовых автокомпьютеров с предустановленными собственными сервисами в розничных сетях. Первым партнером IT-холдинга станет сотовый оператор МТС, продажи через салоны которого начнутся 27 июня. Об этом «Ведомостям» рассказали представители обеих компаний. В салонах МТС появится версия устройства, в которой будут заранее установлены не только сервисы «Яндекса», но и сотового оператора.

Бортовые компьютеры от «Яндекса» появились на рынке в начале этого года. В первую очередь они ориентированы на автомобильный масс-маркет и на данный момент совместимы с 18 моделями марок Renault, Lada, Volkswagen, Toyota, Kia, Skoda, Mitsubishi, Hyundai, Nissan. До сих пор они продавались только онлайн самим «Яндексом».

По данным исследования GfK, только в 2018 г. в России было продано около 49 000 мультимедийных автомобильных устройств на общую сумму 478 млн руб., говорит представитель «Яндекса». Но в этой статистике не учтены покупки в интернете и у автомобильных дилеров, подчеркивает он. Фактические продажи мультимедийных устройства, по оценке «Яндекса», – вдвое выше.

Как программный комплекс «Яндекс.Авто» используется в более 100 000 машин. Недавно компания договорилась также о заводской установке своей системы на 2 млн автомобилей Lada, Renault и Nissan, которые будут выпущены в России в течение пяти лет. Однако данные о продаже собственных бортовых компьютеров «Яндекс» не раскрывает. Перспективы рынка в компании при этом оценивают оптимистично. «По дорогам России ездит от 40–50 млн автомобилей. До 10 миллионов из них могут быть подключены к интернету – то есть имеют техническую возможность для установки бортовых компьютеров, – говорит представитель «Яндекса». – Мы рассчитываем, что в салонах [МТС] будут представлены устройства для самых популярных марок».

«Совместный продукт с «Яндекс.Авто» – это первое подобное решение для рынка подержанных автомобилей, – соглашается представитель МТС. – Мы намерены активно работать на этом рынке и изучаем возможности вывода новых продуктов с разными партнерами». Говорить об ожидаемых масштабах продаж совместного устройства представители обеих компаний отказались.

Бортовые компьютеры «МТС/Яндекс.Авто» будут стоить 23 000–26 000 руб. в зависимости от региона. Это дешевле устройств самого «Яндекса» (29 900 руб.). В цену совместного с МТС устройства входит бортовой компьютер с сенсорным дисплеем, сертификат на бесплатную установку в специализированном сервисном центре, 4G-модем, sim-карта с тарифом «Для авто» и 10 Гб мобильного интернета ежемесячно. Трафик «Яндекс.Навигатора» и нескольких развлекательных сервисов от обеих компаний тарифицироваться не будет. Начнутся продажи пока только в восьми городах – Краснодаре, Тюмени, Ростове-на-Дону, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти и Калуге, затем этот список предполагается расширить.

«Яндекс» заинтересован в увеличении числа проданных устройств, чтобы потом зарабатывать на сервисах, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Основная цель развития онлайн- и офлайн-продаж – подключить максимальное количество автомобилей в экосистему устройств «Яндекса» и в дальнейшем расширять число сервисов, в том числе с монетизаций: подписки, страховка, заправки и покупки на АЗС и т. д., подтверждает представитель компании. Многочисленные салоны сотовой связи в этом помогут, продолжает Удалов: «И здесь, в отличие от интернета, могут быть активные продажи – если «Яндекс» будет стимулировать сотрудников салонов». Но сам продукт все еще остается относительно дорогим, отмечает эксперт. Так что компании нужно придумывать новые способы снижения цены, в том числе с помощью партнерских проектов, как это уже произошло в случае с МТС, резюмирует Удалов.