Почему General Motors окончательно покидает Россию

Компания продает «АвтоВАЗу» последний российский актив – долю в СП «GM-АвтоВАЗ»
СП «GM-АвтоВАЗ» стало одним из первых в российском автопроме предприятий с участием иностранного капитала/ Алексей Сухоруков / РИА Новости

Крупнейший в России автопроизводитель «АвтоВАЗ» получил разрешение Федеральной антимонопольной службы на покупку 50% акций «GM-АвтоВАЗа», сообщило ведомство. Это СП российской компании с GM. У каждого из партнеров в нем по 50%.

«АвтоВАЗ» уже подписал соглашение с GM о выкупе доли, сообщил российский автоконцерн. Сделка будет закрыта до конца 2019 г., пояснил представитель «АвтоВАЗа». Условия стороны не раскрывают. «Мы можем подтвердить, что GM отказалась от совместного предприятия», – сказал представитель штаб-квартиры GM.

Единственный автомобиль, выпускаемый СП, – внедорожник Chevrolet Niva. Планировался запуск производства машины второго поколения, однако проект так и не был реализован.

Мощность «GM-АвтоВАЗа» – 98 000 машин в год, но завод сильно недозагружен. В прошлом году здесь было выпущено 31 332 шт. За 11 месяцев 2019 г. продажи Niva в России и странах СНГ составили 20 685 шт., говорит представитель СП.

Партнеры договорились, что завод «в течение определенного периода времени продолжит выпуск и продажу автомобилей Niva под маркой Chevrolet», а в дальнейшем автомобиль получит имя Lada, сообщил «АвтоВАЗ».

СП «GM-АвтоВАЗ» стало одним из первых в российском автопроме предприятий с участием иностранного капитала. Соглашение о строительстве завода компании подписали в 2001 г. В 2002 г. СП начало сборку автомобилей. Изначально у партнеров было по 41,61% в проекте. Третьим участником с 16,78% был ЕБРР. GM внесла $99,1 млн денежными средствами и оборудованием, «АвтоВАЗ» – столько же интеллектуальной собственностью, инженерными системами, зданиями и сооружениями, ЕБРР – $40 млн деньгами. Кроме того, банк дал кредит на $100 млн. В 2012 г. партнеры выкупили долю банка. Источники «Ведомостей» поясняли, что сумма сделки – около $80 млн.

В 2015 г. GM стала первым автоконцерном, покинувшим Россию. Компания закрыла завод в Санкт-Петербурге и с тех пор пытается найти на него покупателя. Продажи автомобилей под брендами Opel и большинства моделей Chevrolet были прекращены. Сейчас GM поставляет в Россию Cadillac и люксовые Chevrolet. Единственным активом в России у GM осталась только доля в СП с «АвтоВАЗом».

Скорее всего «АвтоВАЗ» выкупит долю в СП за символическую сумму, считает топ-менеджер одной из дилерских компаний Lada. По его мнению, у СП в текущем виде не было будущего: «На одной модели, которая серьезно не обновляется, долго не протянуть – рынок сокращается, а конкуренция со стороны корейских и китайских марок усиливается». По данным Ассоциации европейского бизнеса, за январь – ноябрь Chevrolet Niva не входит в 25 самых продаваемых автомобилей в России. А ее предшественник – вазовская Lada 4х4, которая когда-то тоже называлась Niva, занимает 14-е место с продажами 29 244 шт. Да и «АвтоВАЗу» дополнительные мощности не особо нужны – свои и так недозагружены, подчеркивает собеседник «Ведомостей».

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский оценивает 50% в «GM-АвтоВАЗе» в 2,5–4 млрд руб. Для GM Россия сейчас уже не стратегический рынок, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: «СП требовало инвестиций в обновление модельного ряда, плюс у «АвтоВАЗа» новый контролирующий акционер [Renault], с которым GM конкурирует глобально». «АвтоВАЗу» эта сделка нужна для развития модельного ряда в сегменте SUV, говорит Беспалов.

«Chevrolet Niva была разработана вазовскими инженерами как развитие классической «Нивы», как более комфортный и современный автомобиль, – напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. – Но на рынке остались оба внедорожника». По его мнению, теперь «АвтоВАЗ» может убрать с конвейера Lada 4х4, оставить самым бюджетным внедорожником Chevrolet Niva, а более дорогим – новую машину на базе агрегатов альянса Renault-Nissan, концепт которой был показан на Московском автосалоне. Прекращать выпуск какой-либо модели после сделки не планируется, парирует представитель «АвтоВАЗа»: «Будет две самостоятельные модели – 4х4 и Niva».

В подготовке статьи участвовала Полина Трифонова