Британия хочет запретить продажу автомобилей с выхлопными газами к 2035 году

Участники отрасли считают такую цель нереальной без значительных субсидий
Великобритания намерена запретить продажу бензиновых, дизельных и гибридных автомобилей к 2035 г./ AP Photo

Великобритания намерена запретить продажу бензиновых, дизельных и гибридных автомобилей к 2035 г. Об этом премьер-министр Борис Джонсон объявил на мероприятии, посвященном будущему климатическому саммиту ООН в Глазго.

Изначально планировалось прекратить продажи только бензиновых и дизельных автомобилей с 2040 г. А для некоторых гибридных сделать исключение. Но эксперты предупредили, что этого будет недостаточно для достижения масштабной цели – сокращения нетто-выбросов парниковых газов в стране до нуля к 2050 г., отмечает BBC. Поэтому правительство решило приблизить запрет на пять лет и ужесточить, оставив только электромобили и машины на водородных топливных элементах.

Сейчас по законопроекту идут консультации.

Намерения уже вызвали критику со стороны участников автомобильной отрасли, пишет Financial Times (FT). Британское Общество производителей и продавцов автомобилей (SMMT) назвало новую политику «датой без какого-либо плана».

Интерес британцев к электромобилям растет – их продажи повысились на 144% до 37 850 в 2019 г., по данным SMMT. Но на них пришлось только 1,6% британского авторынка, а на гибридные автомобили – 4,2%. Многих отпугивает цена, утверждает Иэн Пламмер, коммерческий директор онлайн-площадки Autotrader. «Электромобили почти вдвое дороже машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), поэтому гранты и субсидии необходимы, чтобы существенно повысить спрос», – говорит он (цитата по FT).

В 2019 г. британское правительство, наоборот, сократило субсидии на покупку электромобилей и полностью отменило их для гибридных машин. В то же время оно выделило дополнительные 2,5 млн фунтов ($3,25 млн) на установку более 1000 зарядных станций и разработку электромобилей.

Инвестиций автопроизводителей будет недостаточно для достижения новой цели, предупреждает руководитель SMMT Майк Хэйвз, правительство должно дать покупателям значительные субсидии и гарантировать, что автомобили останутся доступны людям «из всех слоев населения и регионов».

В мире продажи электромобилей составили 1,26 млн в 2018 г., или 1,5% рынка, по данным JATO Dynamics. Быстрый рост их продаж начнется с середины 2020-х гг., когда стоимость машин с электродвигателем и ДВС сравняется, считает Bloomberg New Energy Finance (BNEF). К 2030 г. 28% продаваемых автомобилей будут электрическими, а к 2040 г. – 57% (и 80% автобусов).

600 000 рабочих мест

оказывается под угрозой сокращения только в Германии из-за введения запрета на ДВС, по оценкам Объединения немецкой автомобильной промышленности (VDA). Поскольку на производство электромобилей требуется меньше времени, отмечает Reuters. Так, на сборку ДВС требуется в среднем 3,5 часа, а на сборку электрического двигателя – около часа, по данным AlixPartners.

В этом случае спрос на моторное топливо сократится к 2040 г. на 13,7 млн баррелей в сутки, прогнозирует BNEF. Сейчас спрос на нефть составляет примерно 100 млн баррелей в сутки, порядка 49,2% спроса обеспечивает дорожный транспорт.

Ирландия также намерена отказаться от автомобилей с ДВС к 2030 г., Франция – к 2040 г. Норвежский парламент и вовсе поставил цель на 2025 г., но она не обязательная, отмечает Reuters.

Автопроизводители активно инвестируют в разработку более экологичных автомобилей, чтобы соответствовать требованиям регуляторов. Но многие рассчитывают продавать автомобили с ДВС еще долгие годы. «Лучший способ для достижения цели – четкие правила и весомые штрафы для автопроизводителей», – считает Грег Арчер из европейской организации Transport & Environment.