Fiat в 2022 году возобновит сборку в России

Но фургоны, собранные под Калугой, отправят на экспорт
Сборка фургонов Fiat Scudo в Калуге на заводе Peugeot-Citroen поможет загрузить производственные мощности/ Сергей Портер / Ведомости

Компания Stellantis приняла решение о локализации на мощностях «ПСМА рус» модели Fiat Scudo, предназначенной для экспорта, сообщил Stellantis 20 июля. Выпуск фургона, по данным компании, начнется до конца 2022 г.

Автомобильный альянс Stellantis был образован в январе 2021 г. путем слияния группы PSA и Fiat Chrysler.

Основной актив альянса – завод «ПСМА рус», запущенный СП PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors Corporation в 2010 г. под Калугой. Stellantis по наследству досталось 70% долей в предприятии, остальное – у Mitsubishi. На заводе производят легковые автомобили Peugeot 408 и Citroen C4, а также легкие коммерческие автомобили (LCV): небольшие грузовики и машины для перевозки пассажиров марок Peugeot, Opel и Citroen. Mitsubishi собирает на предприятии внедорожники Outlander и Pajero Sport. Из сегмента мини-фургонов и компактвэнов налажен выпуск моделей Peugeot Partner, Citroen Berlingo и Opel Combo.

Fiat Scudo – легкий коммерческий автомобиль, созданный на одной платформе с LCV семейства Peugeot Expert/Traveller, выпускается в грузовом и пассажирском исполнении в Италии. Сейчас он не продается в России.

«Основной фокус нового проекта – экспорт. Этот автомобиль поможет нам удовлетворить потребности клиентов в европейских странах. Мы пока не знаем, будет ли Fiat Scudo доступен для покупки в России», – сказал «Ведомостям» управляющий директор брендов Peugeot, Citroen и Opel в России Алексей Володин. По его словам, основной аргумент против того, чтобы продавать новинку в России, – в этом коммерческом сегменте уже доминируют продукция группы ГАЗ и различные модификации Ford Transit. «Scudo востребован в Европе, и мы, как альянс, решили часть автомобилей для Европы делать в России», – поясняет топ-менеджер.

По данным аналитического агентства «Автостат», за пять месяцев 2021 г. в России было продано 52 222 автомобиля LCV, что на 50% больше по сравнению с тем же периодом 2020 г. и на 27% больше, чем в доковидном 2019-м. Лидером сегмента с долей в 41% является продукция Горьковского автозавода. Базовый прогноз на этот год предполагает снижение объема рынка на 5% до 99 700 единиц.

Fiat прекратил собирать автомобили в России 10 лет назад. У него было СП с группой «Соллерс» Вадима Швецова. СП занималось производством легкого коммерческого автомобиля Fiat Ducato и его модификаций на специально построенном для этого в 2008 г. заводе в Елабуге. В 2011 г. «Соллерс» и Fiat расторгли партнерские отношения, производство Ducato прекратилось. С тех пор эта модель с несколькими перерывами импортировалась в Россию. Сейчас Ducato поставляется в РФ с завода Stellantis в испанской Севилье. Также с 2010 по 2012 г. на Заводе малых автомобилей в Набережных Челнах при содействии «Соллерс» выпускались легковые автомобили Fiat Albea, Fiat Linea и Fiat Doblo Panorama.

Сейчас завод «ПСМА рус» не поставляет технику на экспорт. Цель на этот год – экспортировать в общей сложности 1000 автомобилей, в 2022 г. – 12 000, далее развивать продажи за рубеж вплоть до поставок в 30 000 единиц ежегодно, пояснил Володин.

«В конце этого года начнется экспорт Peugeot Expert, Citroen Jumpy и Opel Vivaro, а в конце 2022 г. к ним присоединится Fiat Scudo», – сказал «Ведомостям» старший вице-президент Stellantis, глава региона Евразия альянса Ксавье Дюшман. «Мы хотим стать брендом номер один по экспорту автомобилей из России и думаем, что сможем достичь этого в 2023 г.», – отмечает он. По словам топ-менеджера, приоритетным экспортным рынком для Scudo станет Германия, вторые по важности – Бельгия и Нидерланды, затем – Польша. Освоение производства новинки в России начнется с коммерческого фургона, предполагаемый уровень локализации составит 50–60%, добавил Дюшман.

Завод «ПСМА рус» сильно недозагружен: при производственной мощности в 100 000 автомобилей в год в 2020 г. было выпущено лишь 4000, план на 2021 г. предусматривает выпуск 17 000 единиц, говорит Дюшман. Экспорт должен помочь предприятию восстановить загрузку – за 2021–2022 гг. она должна вырасти в 8 раз, в том числе и за счет российского рынка, прогнозирует собеседник газеты. По оценке Дюшмана, продажи новых легковых автомобилей и LCV в России в 2021 г. вырастут на 24%. Это оптимистичнее представлений Ассоциации европейского бизнеса: по итогам полугодия она обновила прогноз, ожидая рост рынка на 9,8% до 1,76 млн единиц.

Но аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов считает, что сборка Fiat Scudo в России для поставки за рубеж – не лучший проект с точки зрения экономической эффективности. «Логистическое плечо получается слишком длинным – нужно привезти компоненты из Европы в РФ, а затем вывезти готовый автомобиль обратно. Проще расширить производственные мощности в Италии, – говорит Беспалов. – Но Stellantis важно сохранить присутствие на российском рынке. Поэтому, возможно, это временное решение для загрузки мощностей завода в Калуге и в дальнейшем стратегия альянса может поменяться, чтобы количество производимых для локального рынка моделей увеличилось».