Группа ГАЗ из-за дефицита микрочипов стала выпускать некомплектные автомобили

Иначе пришлось бы остановить конвейер и отправить рабочих в простой
Сергей Николаев / Ведомости

Группа ГАЗ уже почти две недели не получает некоторые компоненты, в которых используются микрочипы, рассказал «Ведомостям» 9 сентября управляющий директор ГАЗа Андрей Софонов. Из-за этого некомплектные автомобили сходят с конвейера около недели, уточнил он.

По словам Софонова, компания искала такое решение, чтобы не останавливать конвейеры, а после поступления недостающих деталей быстро их установить и отдать автомобили в рынок. «Автомобиль проходит всю производственную цепочку и остается на заводской площадке без недостающей детали, а когда комплектующие придут, мы вернем его в технологический процесс и завершим производство», – рассказал Софонов. По его словам, для этого были перенастроены технологические потоки в рамках производственной системы группы ГАЗ.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, группа ГАЗ в августе продала в России 5161 коммерческий автомобиль (+34% к августу 2020 г.). Количество проданной техники примерно соответствует месячному объему производства, пояснил представитель компании. Проблема дефицита компонентов касается отдельных моделей, сказал собеседник «Ведомостей», не уточнив, о каких именно моделях идет речь.

На ГАЗе выпускаются легкие коммерческие автомобили («ГАЗель NN», «ГАЗель Next», «Соболь») и среднетоннажные грузовики «ГАЗон Next», «Валдай Next», «Садко Next», а также спецтехника на их базе.

Софонов подчеркнул, что решение по выпуску некомплекта применяется только для автомобилей, которые предназначены для коммерческой продажи. Под выпуск школьных автобусов и автомобилей «Скорой помощи» в рамках федеральной программы сформирован резерв компонентов, обязательства будут выполнены в срок, пояснил топ-менеджер. Правительство в 2021 г. выделило почти 10 млрд руб. на закупку 4187 школьных автобусов и более 5,5 млрд руб. на закупку 1624 автомобилей «Скорой помощи» для сельских районов и малых городов страны. Поставщиками в рамках программы назначены предприятия группы ГАЗ и УАЗ, входящий в группу «Соллерс» Вадима Швецова.

Автомобильную отрасль лихорадит из-за дефицита микрочипов уже несколько месяцев. Автопроизводители по всему миру из-за дефицита чипов не смогут выпустить в этом году от 7 млн до 9 млн легковых автомобилей, подсчитали в августе аналитики BCG («Ведомости» сообщали об этом). В I квартале 2021 г. потери мирового авторынка составили примерно 1,4 млн новых автомобилей, во II квартале – 2,6 млн шт. Во второй половине года, согласно прогнозам BCG, не будет собрано еще 3–5 млн машин. По данным сервиса Statista, в 2020 г. в мире было произведено около 77 млн легковых машин.

Сейчас в большинстве случаев при дефиците микроэлектронных компонентов автоконцерны просто полностью или частично останавливают сборку машин на своих конвейерах. Из российских автозаводов от дефицита микроэлектроники первым пострадал «АвтоВАЗ». Летом компании не раз приходилось останавливать конвейеры в Тольятти, из-за того что не хватало микрочипов марки Bosch. Опрошенные «Ведомостями» автодилеры говорили, что эти внеплановые паузы привели к дефициту в России самых популярных моделей – Lada Granta и Vesta. 9 сентября на «АвтоВАЗе» работала только линия по сборке Lada Granta, сказал «Ведомостям» представитель компании. Такой же режим сохранится и на 10 сентября. Завод «Лада-Ижевск», где делают Lada Vesta, работает без перебоев, добавил он.

В сентябре снизить производство из-за нехватки чипов планирует и российский завод Volkswagen в Калуге, передавал «Интерфакс». Автомобили не будут выпускаться со 2 по 3, с 9 по 10, с 16 по 17 и с 20 по 24 сентября. Завод выпускает Volkswagen Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid. Производственная площадка Volkswagen на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде останавливала сборку в июне. Там делают Skoda Octavia, Karoq и Kodiaq, а также Volkswagen Taos. Источники «Ведомостей» среди автодилеров ожидают снижения выпуска по этой площадке в сентябре на уровне 80% к прошлому году.

Группа ГАЗ – пока единственный российский производитель, решившийся не останавливать сборку, а выпускать некомплектные автомобили. Как долго продлится такая практика, представитель компании не уточнил. Эксперты и участники рынка в последние недели ожидали, что проблему дефицита микрочипов удастся решить лишь в следующем году. «По моей оценке, дефицит компонентов будет преследовать нас еще весь 2022 год», – говорил в интервью «Ведомостям» генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин.

В российском автопроме практика некомплектной сборки ранее была достаточно широко распространена, напоминает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По его словам, установка недостающих деталей уже после основной сборки позволит ГАЗу намного быстрее выпустить автомобили в продажу при появлении этих компонентов, чем в случае если завод остановил бы конвейер. «Поскольку спрос есть, компания сможет быстрее его закрыть, собирая больше машин при наличии деталей», – уточняет аналитик. Эксперт SBS-Consulting Дмитрий Бабанский соглашается с этим. Если сейчас приостановить конвейер и ждать комплектующих, то после их появления будет слишком долгий отклик производства на потребности рынка, отмечает он.