За месяц автомобили подорожали на 30–60%

Продажи по итогам 2022 года могут упасть на треть
Для снижения цен нет причин, так как поступления машин ждать не приходится / Максим Стулов / Ведомости

Цены на новые легковые автомобили в России за месяц с момента официального признания независимости ДНР и ЛНР 21 февраля и последующего начала специальной военной операции на Украине растут на 50–60%. Об этом рассказали опрошенные «Ведомостями» автодилеры. Средневзвешенная (с учетом доли рынка) цена новой легковой машины за 2021 г. выросла на 18% до 2 млн руб., оценивало ранее агентство «Автостат».

Хотя 83% продаваемых в стране легковушек местной сборки, в них по-прежнему велика доля зарубежных комплектующих, которые закупаются за валюту. Рубль же просел к доллару и евро с 21 февраля на 24 и 21% соответственно, следует из данных Мосбиржи на 18 марта. Курс ЦБ на 18–20 марта составлял 103,95 руб./$ и 114,39 руб./евро.

Стоимость новых автомобилей будет проиндексирована с учетом увеличения курсов валют после того, как они стабилизируются, говорит заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей «Авилона» Алексей Стариков. По его оценке, совокупный рост цен может достигнуть 50%. «Всплеска трафика в автосалонах сейчас нет, спрос умеренный. Мы фиксируем рост клиентских запросов в наши сервисные центры. Клиенты стараются пройти необходимые процедуры заранее, ожидая роста цен на запчасти и усиления дефицита», – отмечает Стариков.

Генеральный директор ГК «Автоdom» Андрей Ольховский говорит, что за последний месяц цены выросли на 60–70%. Из них рост на стороне импортера (так называемая рекомендованная розничная цена, РРЦ. – «Ведомости») составил порядка 40%, остальное – дилерская наценка. Изменение стоимости в основном происходило в начале и середине марта и оно было одним из самых существенных за последние годы, уточняет топ-менеджер.

По словам Ольховского, сейчас основным драйвером роста цен является неизвестность. Принятый ЕС четвертый пакет санкций существенно ухудшил положение авторитейла в России, говорит он. Речь идет о пакете экспортных ограничений ЕС в части запрета поставок в Россию машин дороже 50 000 евро. «Это заставляет дилеров поднимать цены выше самых немыслимых пределов. Трафика в дилерских центрах сейчас почти нет – есть точечные контакты с высокой реализацией сделок. Сегодня совершают сделки те, кому нужен автомобиль, несмотря на ситуацию», – заявил Ольховский в разговоре с «Ведомостями».

Представители «Рольфа» и «Автомира» от комментариев отказались. Оценки Росстата, который считает рост цен по РРЦ, оказались более умеренными. По данным ведомства, импортные и локально собранные иномарки с 25 февраля по 4 марта подорожали в России на 15,2%, российские автомобили – на 17%. За неделю с 5 по 11 марта – еще на 6,9 и 0,4% соответственно.

По оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, реальные цены в автосалонах выросли пока чуть более чем на 30%.

Диапазон конечной цены у дилеров разный и зависит прежде всего от количества складских запасов конкретного продавца и от того, когда у него планируется следующая поставка, указывает эксперт. «Нельзя сказать, что машин у дилеров нет. Те, у кого машин мало и поставка будет не известно когда, задирают цены до потолка. Но по ряду европейских марок у дилеров склады примерно на уровне месячных продаж», – сказал Удалов. По его словам, дилерская наценка на одну из самых популярных иномарок в России – Hyundai Solaris составляет сейчас около 1 млн руб.

Средняя цена новой машины на auto.ru выросла за месяц с 15 февраля почти на 60% до 4,94 млн руб., следует из данных классифайда. Цены начали меняться в конце зимы и первые дни весны: 28 февраля машины стоили уже на 4% дороже, чем 27‑го, а к 1 марта подорожали ещё на 5,3%, по данным auto.ru. Самый сильный рост цен по отношению к предыдущему дню отмечался 5 и 7 марта: на 7,1% и 8,5% соответственно.

Такой скачок цен явился следствием резкого изменения курса валют вкупе с имеющимся дефицитом и нарушением логистических цепочек, поясняет представитель ассоциации «Российские автодилеры». «События конца февраля 2022 г. обесценивают все предыдущие факторы, которые мы ранее считали существенными. На данный момент делать какие-либо прогнозы сложно. События меняются очень стремительно. Наряду с заявлениями в СМИ о прекращении поставок мы получаем официальные письма от производителей с заверением о наличии необходимого количества запчастей и продолжающейся работе с дилерской сетью», – сказал собеседник.

Ситуация нестабильная и прогнозировать дальнейшее развитие событий крайне сложно, соглашается Стариков. Все автодилеры сейчас находятся в аналогичных условиях, отмечает он. Пока официальной информации о каких-либо изменениях и приостановках работы от импортеров не поступало, говорит собеседник «Ведомостей». Чтобы давать прогнозы, нужно дождаться окончания активной фазы спецоперации и далее по итогу смотреть за рельефом бизнеса, который будет в России, считает Ольховский. Он не исключает, что некоторые игроки уйдут из авторитейла.

Пока же никто из крупных игроков автомобильной индустрии не заявил об уходе с российского рынка. Volkswagen Group Rus (заводы в Калужской области и Нижнем Новгороде), Renault (завод в Москве), Mercedes (Подмосковье), BMW (Калининград), Hyundai, Toyota, Nissan (все три бренда делаются в Санкт-Петербурге) и «Соллерс Форд» (Елабуга) приостановили выпуск машин в России. Среди импортеров, приостановивших ввоз машин, – Audi, Porsche, General Motors (Chevrolet и Cadillac), Jaguar Land Rover, Lexus, Volvo, Honda и др.

На конец третьей недели марта в России продолжали работать лишь 44% мощностей по выпуску легковых и легких коммерческих автомобилей, которые были задействованы в 2021 г., подсчитали «Ведомости». Речь идет о заводах «ПСМА рус» альянса Stellantis и Mitsubishi, калининградском «Автоторе» (по сборке Kia и Hyundai), Haval, группе ГАЗ, «АвтоВАЗе» (в Тольятти), УАЗе, «Мазда Соллерсе» и Isuzu. Вместе эти заводы выпустили примерно 607 000 легковых и легких коммерческих автомобилей за прошлый год.

Дальнейшая динамика цен будет зависеть от геополитики, говорит Удалов. Но поскольку оборот валюты ограничен, курсы более-менее стабилизируются и такого роста цен, который произошел, уже не будет, надеется он. Но и для снижения цен нет причин, так как поступления машин ждать не приходится, считает Удалов. По оценке эксперта, быстрее других у дилеров будут появляться французские и корейские машины, но и у этих марок пока проблемы с компонентами и логистикой. Даже если в России останутся только они, а также «АвтоВАЗ» и китайские бренды, это уже 60–70% рынка, отмечает Удалов.

Эксперт предполагает, что по итогам 2022 г. рынок новых легковых автомобилей окажется на уровне 1 млн машин. В 2021 г., по оценке «Автостата», продажи таких автомобилей составили 1,536 млн единиц (+3,3% к 2020 г.).