Автозаводы Volkswagen в России будут стоять до лета
Но уходить с рынка немецкая компания не планируетЗаводы Volkswagen Group Rus в Калуге и Нижнем Новгороде могут возобновить работу в июне-июле 2022 г., рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых с планами немецкой компании. Производство на них было остановлено 3 марта из-за специальной военной операции России на Украине и последовавших за этим проблем с поставками комплектующих. Представитель группы от комментариев отказался.
По словам одного из собеседников «Ведомостей», пока сотрудникам Volkswagen Group Rus было официально объявлено лишь о простое до 12 мая. Но, по подтвержденным прогнозам, он продлится до июля включительно, из-за того что поставки некоторых компонентов зависли на границе с Польшей, говорит источник. Поскольку транзит через украинскую территорию теперь невозможен, а Польша груз не пропускает, рассматривается вопрос с доставкой комплектующих в Стамбул и далее через Грузию в Россию, пояснил он. Руководство компании надеется, что к середине мая удастся решить этот вопрос, добавляет собеседник.
Производственный план на 2022 г. Volkswagen в России пока не урезал, говорит другой источник «Ведомостей». Сейчас предварительно речь идет о перезапуске конвейеров в июне, уточняет он. Сотрудники предприятий группы будут получать полную зарплату как минимум до середины апреля, надеется один из собеседников.
Volkswagen собирает машины на двух заводах в нашей стране: с 2007 г. на собственном производстве в Калуге и с 2012 г. по контракту на площадке группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Мощность калужского завода составляет 225 000 автомобилей в год. Там же, в технопарке «Грабцево», располагается и завод двигателей компании (мощность – 150 000 шт. в год). Проектная мощность площадки на ГАЗе – 132 000 машин в год. В Калуге выпускаются Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Volkswagen Tiguan. В Нижнем Новгороде – Skoda Octavia, Karoq и Kodiaq, Volkswagen Taos.
Объем продаж Volkswagen Group на российском рынке в 2021 г. составил 199 200 автомобилей, следует из данных на сайте компании. Из них в России было выпущено 170 300 машин: 118 000 единиц в Калуге, 52 300 – в Нижнем Новгороде. Завод двигателей выпустил 96 100 силовых агрегатов.
Доля рынка группы, куда кроме Volkswagen и Skoda входят Audi, Bentley, Lamborghini, Ducati (мотоциклы) и коммерческие автомобили Volkswagen, составила на российском рынке почти 12%.
По словам одного из источников «Ведомостей», производство Skoda Kodiaq будет перенесено из Нижнего Новгорода в Калугу. Но Volkswagen не откажется совсем от сборки на площадке группы ГАЗ, иначе концерн не сможет получать налоговые преференции, предусмотренные специнвестконтрактом (СПИК), говорит собеседник. Кроме того, пока компания сохраняет планы по открытию третьей смены на заводе в Калуге в 2023 г., отмечает он.
СПИК – это рамочный инструмент, гарантирующий компании неухудшение условий ведения бизнеса на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Инвестиционный контракт как формат работы зарубежного инвестора пришел в автопроме на смену промышленной сборке. В первой своей версии она была запущена в 2005–2006 гг. и предполагала создание мощностей для выпуска 25 000 машин в год и уровень локализации в 30%. Более поздняя «вторая промсборка» предполагала создание мощностей уже на 300 000 автомобилей в год в России и уровень локализации 60%.
Инвестконтракт группы Volkswagen – один из самых объемных с точки зрения инвестиций в автопроме. Он был заключен в июне 2019 г. и предусматривает вложения в размере 61,5 млрд руб. на протяжении почти 10 лет. СПИК с немецким концерном был заключен на волне подписания инвестконтрактов первого типа и с другими автозаводами – PSA Peugeot Citroen (теперь входит в альянс Stellantis), Toyota, Volvo, «Автотор» и GM-AvtoVAZ (теперь полностью входит в «АвтоВАЗ»).
Volkswagen сможет возобновить производство в России в июне-июле, но точно не всех моделей, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, скорее всего, в первую очередь будет запущено производство Volkswagen Polo, затем Skoda Rapid, а начало выпуска Tiguan задержится до конца лета. Выпуск машин на площадке группы ГАЗ, вероятно, стартует позже, чем в Калуге, из-за сложностей с компонентами, считает он.