Автодилеры прогнозируют падение продаж в 2–3 раза

Пока не ясно, когда автозаводы смогут возобновить поставки машин
На рынок негативно влияет недоступность кредитов, а кредитные продажи занимали до половины общего объема / Максим Стулов / Ведомости

Продажи новых автомобилей в 2022 г. рухнут «не менее, чем в 2 раза, может быть, в три», заявил 20 апреля президент ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД) Вячеслав Зубарев на конвенции ассоциации. Сейчас клиент, позвонивший или зашедший в автосалон, большая редкость, описал он текущую ситуацию в авторитейле.

Продажи новых легковых и легких коммерческих машин в 2021 г. в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), составили 1,67 млн шт., что на 4,3% больше, чем годом ранее. В I квартале 2022 г. продажи, по подсчетам АЕБ, снизились на 28% до 277 332 шт. В марте они упали на 63% до 55 129 машин, и в итоге месяц стал худшим с апреля 2020 г., когда автосалоны были закрыты из-за пандемии коронавируса.

Отсутствие автомобилей и повышение цен «создали новую реальность» на авторынке, заявил на конвенции РоАД глава комитета автопроизводителей АЕБ, управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Алексей Калицев. Новые легковые автомобили за месяц с начала специальной военной операции на Украине подорожали на 30–60% («Ведомости» писали об этом 20 марта).

На рынок негативно влияет недоступность кредитов, а кредитные продажи занимали до половины общего объема, поясняет Калицев. В краткосрочной перспективе дилеры будут делать упор на продажу автомобилей с пробегом, уверен он. По словам топ-менеджера, легализация этого сегмента при отмене двойного НДС при перепродаже таких машин между юрлицами позволит развивать его активнее. Ранее РоАД просила об этом правительство в числе других мер поддержки отрасли. По итогам 2021 г. на продажи через дилеров приходилось всего около 15% от вторичного рынка из 6,5 млн машин (или 5,8 трлн руб. в деньгах).

По словам Калицева, размер рынка новых машин в этом году будет во многом зависеть от того, насколько быстро российские автозаводы смогут возобновить производство и поставки техники. Сейчас, по подсчетам «Ведомостей», в РФ работает менее четверти из тех производственных мощностей, что выпускали автомобили в 2021 г.

«Я не ожидаю улучшения ситуации с поставками во II квартале. Но если после этого мы начнем производить машины, то рынок в этом году может составить 800 000–850 000 автомобилей. Это падение около 50%. Если возобновление производства будет позже, то рынок будет еще меньше», – резюмировал Калицев.

Эти оценки в целом совпадают с прогнозами, которые представляло агентство «Автостат» в начале апреля 2022 г. По его оценкам, продажи новых легковых автомобилей в России (без учета легких коммерческих) в 2022 г. снизятся на 35–70% в зависимости от того, какой сценарий будет реализован. Пессимистичный сценарий предполагает падение рынка на 70% до 470 000 шт., базовый – на 50% до 750 000 автомобилей, оптимистичный – на 35% до 980 000 машин («Ведомости» писали об этих прогнозах 7 апреля).

Аналитик «ВТБ-капитала» Владимир Беспалов ранее говорил «Ведомостям», что апрель и май 2022 г. могут оказаться хуже марта с точки зрения продаж в сравнении с аналогичными месяцами 2021 г. Поскольку складские запасы машин у дилеров заканчиваются, а возобновить производство заводам пока не удается, цены остаются запредельно высокими, констатировал он. По словам Беспалова, покупка машины в таких условиях может быть обусловлена только производственной необходимостью.

Если выпуск автомобилей возобновится во второй половине года, то по его итогам будет продано около 850 000 шт., подтверждает оценку Калицева независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, китайские бренды не смогут быстро заместить высвободившиеся рыночные ниши – у них не хватит для этого объемов. Эксперт отмечает, что многое будет зависеть от судьбы «АвтоВАЗа», который сейчас находится в корпоративном отпуске (пока выход из него намечен на 24 апреля. – «Ведомости»).

Основной акционер «АвтоВАЗа» – французская Renault (владеет 68% акций) в конце марта после неудачной попытки перезапуска собственного завода в Москве сообщила, что рассматривает различные варианты в отношении участия в предприятии. Позднее Bloomberg писало, что пакет Renault может быть продан российскому инвестору. Предполагается, что после окончания корпоративного отпуска «АвтоВАЗ» перейдет на выпуск спецверсий машин Lada, в которых меньше импортных компонентов.