Продажи новых легковых машин в 2022 году могут снизиться до 70%

Глубина падения рынка будет зависеть от того, когда автозаводы возобновят сборку
Продажи новых легковых машин в 2022 году могут снизиться до 70%/ Максим Стулов / Ведомости

Продажи новых легковых автомобилей в России в 2022 г. снизятся на 35–70% в зависимости от сценария. Такой прогноз 6 апреля аналитическое агентство «Автостат» представило на форуме FinAuto 2022.

Аналитики просчитали три сценария. Падение на 70% – пессимистичный прогноз, при котором годовые продажи упадут до 470 000 шт. В базовом сценарии спад составит 50% до 750 000 автомобилей, в оптимистичном – 35% до 980 000 машин.

Спрос может сохраняться на уровне до 1 млн машин, говорит гендиректор «Автостата» Сергей Целиков, вопрос в том, сумеют ли производители собрать и отгрузить столько автомобилей. «Если производство и поставки возобновятся, то продажи будут в диапазоне от базового до оптимистичного. Если ни того ни другого не будет, то рынок, скорее, пойдет по пессимистичному сценарию», – сказал он «Ведомостям».

При благоприятном сценарии можно рассчитывать на продажи до миллиона новых легковых автомобилей в этом году и еще около 100 000 – легких коммерческих (LCV), соглашается аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Он также считает, что главный вопрос сейчас – удастся ли заводам возобновить сборку. Как только это произойдет, ситуация начнет постепенно выправляться, в салонах станут появляться автомобили, цены скорректируются до более разумных значений, считает аналитик.

По данным «Автостата» на основе регистраций транспортных средств, в 2021 г. в России было продано 1,54 млн легковых машин (+3%) и 144 000 LCV (рост на 38%). За I квартал 2022 г. продажи легковушек снизились на 25% до 264 000 шт., LCV – на 0,2% до 27 400 единиц.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) приводит статистику рынка на основе данных производителей и импортеров и считает вместе продажи легковых машин и LCV. В 2021 г. в России, по данным АЕБ, было продано 1,67 млн новых легковых машин и LCV. За I квартал этого года рынок снизился на 28% до 277 332 автомобилей, говорится в отчете ассоциации от 6 апреля. В марте продажи упали на 63% к марту 2021 г. до 55 129 машин. Хуже этого результата был только «пандемийный» апрель 2020 г., когда по всей стране был объявлен режим нерабочего времени из-за распространения коронавируса и автосалоны были закрыты. Тогда рынок рухнул на 72% до 38 922 автомобилей.

Среди 45 марок, представленных в отчетности АЕБ, только три показали в марте положительную динамику, и то по причине очень низкой базы марта 2021 г. Это Chery Exeed (505 машин, рост 63%), Isuzu (153 шт., рост в 5,6 раза) и Chevrolet (82 машины, рост почти в 2 раза). Традиционные лидеры рынка растеряли более 60% продаж. «АвтоВАЗ» продал 12 289 машин (-64%), Kia – 6336 (-68%), Hyundai – 4909 (-68%), Renault – 4072 (-65%), Toyota – 3231 (-69%). Из-за просевших на 71% продаж Skoda (2803 машины) на 6-е место поднялась группа ГАЗ, продавшая 2886 единиц техники (-36%).

Даже китайские производители в этот раз, помимо суббренда Chery – Exeed, показали отрицательную динамику. Продажи Haval снизились на 44% до 1573 машин, Geely – на 14% до 1492 автомобилей, Chery – почти в 5 раз до 498 шт.

Снижение продаж в I квартале почти на треть и затяжной дефицит, усиленный разрывом логистических цепочек, говорят о высокой вероятности отрицательных значений и по году в целом, отмечает представитель ассоциации «Российские автодилеры». Более точный прогноз будет представлен позднее, но уже сейчас можно предполагать двузначные цифры падения рынка, сказал он «Ведомостям».

В конце февраля – начале марта доступность автомобилей для потребителей резко снизилась из-за начавшейся специальной военной операции России на Украине, масштабных санкций Запада и их последствий для экономики страны. За месяц с момента признания ДНР и ЛНР 21 февраля легковые машины в России подорожали на 50–60%, рассказывали опрошенные «Ведомостями» автодилеры. Хотя 83% продаваемых в стране легковушек – это локальная сборка, в них по-прежнему велика доля зарубежных комплектующих, которые закупаются за валюту. На девальвацию и нестабильность рубля к доллару и евро наложились логистические ограничения и приостановка сборки в России зарубежными автоконцернами.

С учетом того что «АвтоВАЗ» находится в корпоративном отпуске до 24 апреля, сейчас работает только четверть тех мощностей, которые выпускали машины в России в 2021 г., подсчитали «Ведомости». Первые ориентиры по возобновлению сборки есть пока лишь в отношении Volkswagen Group Rus. Ожидается, что завод в Калуге заработает снова в июне-июле («Ведомости» сообщили об этом 3 апреля). «АвтоВАЗ» и другие крупнейшие автопроизводители на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Апрель – май 2022 г. могут быть и хуже марта в годовом выражении, пессимистичен Беспалов. «Складские запасы автомобилей у дилеров заканчиваются, возобновить производство заводам пока не удается. Цены остаются запредельно высокими, и по ним покупка автомобилей не имеет смысла, только если машина не приобретается из производственной необходимости», – обрисовал он ситуацию.