«Соллерс» будет выпускать китайские машины JAC под собственной маркой

Это позволит автоконцерну участвовать в госзакупках и получать льготы
Группа «Соллерс» будет выпускать под собственной маркой китайские коммерческие автомобили JAC/ AFP

Основой для локализации в России производства легких коммерческих автомобилей (LCV) под маркой «Соллерс» станут китайские машины JAC, выяснили «Ведомости». Об этом рассказали два источника, знакомых с деталями нового проекта компании «Соллерс авто».

Соглашение о внесении изменений в специнвестконтракт «Соллерс авто», предусматривающее организацию выпуска новой линейки LCV на заводе в особой экономической зоне «Алабуга» в Елабуге, было подписано 7 сентября на ВЭФ-2022. На предприятии будет налажен выпуск автомобилей бескапотной и полукапотной компоновки полной массой от 2,5 до 4,5 т, следует из сообщения Минпромторга.

Наименование будущих моделей ведомство не указывает. Вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил лишь, что проект позволит заменить приостановленное производство LCV Ford Transit в России, расширить модельную линейку на рынке в данном сегменте и удовлетворить спрос на коммерческую технику со стороны российских потребителей. В сообщении также говорится, что «Соллерс авто» обеспечит «высокий уровень локализации продуктов». Запуск производства должен состояться в 2022 г.

По словам собеседников «Ведомостей», на заводе «Соллерс Форд» планируется выпускать автомобиль, схожий по массогабаритным характеристикам с Ford Transit и Mercedes Sprinter. Основой для этой модели будет JAC Sunray. Бескапотный фургон «Соллерс», вероятно, будет выпускаться на базе модели JAC-N25/35, которая по виду и характеристикам схожа с известным на российском рынке LCV Hyundai Porter, говорит один из источников. Сейчас эти модели JAC выпускаются в Казахстане на предприятии «Сарыаркаавтопром».

Обе модели доступны на российском рынке. Например, микроавтобус JAC Sunray предлагается с двухлитровым двигателем мощностью 190 л. с. и 15 посадочными местами за 3,75 млн руб., а бортовой фургон JAC N-25/35 – от 1,9 млн руб.

«Ведомости» направили вопросы в «Соллерс авто» и Минпромторг.

О планах «Соллерс авто» по запуску собственного автомобильного бренда (сейчас компании принадлежит производитель внедорожников УАЗ) рассказал гендиректор группы Николай Соболев на ВЭФ-2022 6 сентября. Помимо УАЗа у «Соллерс авто» есть СП с Ford с заводом в Елабуге и СП с японской Mazda со сборкой во Владивостоке, но оба проекта сейчас заморожены.

Ford вряд ли будет блокировать решение «Соллерса» собирать китайские автомобили на площадке СП, считает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. По его словам, выйти из СП для Ford сейчас сложно, равно как и выпускать машины из-за санкций. «Простой производства ведет к обесцениванию актива, формированию недополученной прибыли, убытков и формирует риски банкротства СП с неприятными для акционеров последствиями, вплоть до субсидиарной ответственности по долгам предприятия», – описывает Иккерт.

Кроме этого у «Соллерса» есть проект по локализации с китайской Chery Automobile. Производство машин этой марки предполагалось локализовать на площадке УАЗа в Ульяновске. Но в конце августа 2022 г. Chery решила отказаться от этой идеи («Ведомости» писали об этом 26 августа) из-за попадания УАЗа в санкционный список ЕС в начале июня.

Это не первый проект по локализации JAC в России. «Камаз» в начале 2022 г. вывел на рынок малотоннажный грузовик «Компас», который, по существу, представляет собой бренд-инжиниринг фургона JAC. Автомобиль адаптировали под условия эксплуатации в России: усилены элементы шасси и электроники, управляющей двигателем. «Камаз» планировал на горизонте 5–6 лет локализовать основные узлы и агрегаты новинки, включая кабину и ее элементы, а также двигатель Cummins.

Электромобили JAC (модель iEV7) также использовались для проекта каршеринга в Крыму MoreElectric, который закрылся осенью 2021 г. Похожие машины используют для электрокаршеринга во Владивостоке «Соллерс» и «Русгидро».

Кроме того, электрокары JAC, скорее всего, станут основой для проекта по локализации на московском автозаводе «Москвич» (бывший «Renault Россия»), который развивают «Камаз» совместно с городскими властями. На первом этапе проекта предполагается собрать крупноузловым методом 600 автомобилей до конца 2022 г., 200 из которых будут на электротяге. В 2023 г. объемы выпуска должны возрасти до 50 000 единиц, в том числе около 10 000 – электромобили.

В качестве платформы для электромобилей «Москвич» рассматривается и разработка стартапа «Кама», принадлежащего гендиректору «Камаза» Сергею Когогину и бизнесмену Рубену Варданяну, но она не станет основной для проекта на первых этапах его развития («Ведомости» рассказывали об этом 20 июля). Второй этап развития московского завода предполагает, что в 2024 г. производство удвоится по сравнению с 2023 г. до 100 000 автомобилей в год, из которых 20 000 будут на электротяге. Тогда же планируется переход на сборку машин по полному циклу.

Выход «Соллерса» в сегмент LCV – это стратегически правильное решение, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Эти машины нужны в России, а у фургона нет конкурентов, отмечает он. Если данные LCV будут соответствовать требованиям постановления правительства № 719 по локализации, то модель получит доступ к госзакупкам, что в подавляющем большинстве случаев было бы невозможно для машин казахской сборки, считает эксперт.