Владимир Путин поручил взять под контроль цены на автомобили

В этом году они вырастут на 12% к рекорду прошлого года
Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам 2022 г. достигнет 2,23 млн руб./ Андрей Гордеев / Ведомости

Президент России Владимир Путин 6 декабря поручил правительству обеспечить постоянный контроль за формированием цен на автомобили «для недопущения их необоснованного повышения». Об этом говорится в перечне поручений на сайте президента по итогам совещания с членами правительства.

Также глава государства поручил принять меры по повышению доступности легковых автомобилей для россиян. Необходимо определить целевой показатель, который будет характеризовать увеличение такой доступности в 2023 г. по сравнению с 2022 г., следует из поручений. Этот показатель должен рассчитываться ежеквартально. Контрольный срок исполнения обоих поручений – 15 апреля 2023 г.

Минпромторг примет все необходимые для выполнения поручения меры в рамках своих полномочий, сказал «Ведомостям» представитель министерства. Одним из эффективных и уже действующих способов повышения доступности автомобилей являются программы льготного автокредитования и льготного лизинга, отметил он. Программа льготного автокредитования регулярно дорабатывается в зависимости от ситуации, например, в ноябре в нее вошли новые категории граждан, пояснил собеседник.

Российские программы поддержки спроса – льготный лизинг и автокредиты – возобновили свою работу летом этого года. На них было выделено 20,7 млрд руб. По оценке Минпромторга, эти меры позволят продать в этом году 75 700 машин. В программах участвуют российские автопроизводители, китайский Haval и электромобили Evolute производства липецкого «Моторинвеста». В ноябре Минпромторг пообещал продлить льготное автокредитование и на 2023 г.

ФАС в рамках своих полномочий принимает меры реагирования в случаях, когда кто-либо из участников рынка занимает доминирующее положение либо если участники рынка заключили антиконкурентное соглашение или осуществляют антиконкурентные действия, сказал «Ведомостям» представитель службы. ФАС продолжит вести мониторинг ситуации на рынке автотранспортных средств, добавил он.

Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам 2022 г. достигнет 2,23 млн руб., сказал «Ведомостям» исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Для сравнения: за 2021 г. машины уже поставили рекорд роста цен, подорожав на 18% до 1,99 млн руб. За последние семь лет новые легковые машины в России выросли в цене в 2 раза, следует из данных «Автостата».

Стоимость автомобилей стала заметно расти в конце февраля – марте, после начала СВО на Украине, прекращения поставок от иностранных концернов и приостановки локальных производств. По мере снижения объема предложения и роста цен снижался и спрос. В результате, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе – ноябре 2022 г. снизились на 61% в годовом выражении до 548 877 единиц.

При схожей динамике в ноябре продажи составили 46 403 автомобиля, 46,8% из которых пришлось на Lada, 10,5% – на китайские Haval и Great Wall, 7,6% – еще на один китайский бренд Geely. Еще один лидер продаж из КНР – Chery свои показатели помесячно не раскрывает. По итогам трех кварталов доля Chery (включая премиальный бренд концерна Exeed) на российском рынке составила 5,9%.

Но китайские автомобили, на которые сейчас приходится делать ставку российским автодилерам, оказались не слишком выгодным товаром («Ведомости» писали об этом 11 ноября). Это связано с полумонопольным положением производителей из КНР в России, дефицитом машин, высокими ценами на них и низкой маржей от продаж. По оценкам опрошенных дилеров, цены на китайские машины после начала СВО подскочили в среднем в 1,5 раза и не стремятся к снижению.

Отечественный «АвтоВАЗ», являясь основным выгодоприобретателем мер поддержки спроса на авторынке, продает машины в России дороже, чем на своем главном экспортном рынке – в Казахстане («Ведомости» писали об этом 30 ноября). Последние машинокомплекты для сборки Lada были завезены в республику еще при более слабом рубле, что при приведении курсов к нынешним значениям сделало их дешевле тех, что сейчас выпускают в Тольятти, объяснял источник «Ведомостей», близкий к компании.

Не стоит считать формулировку поручений президента отсылкой к регулированию цен на государственном уровне, как в плановой экономике, полагает руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей экономики ЦМАКП Владимир Сальников. «На деле мы видим высокое внимание к данному вопросу. А дальше цены могут регулироваться косвенно, не обязательно директивно», – полагает он.

По словам Сальникова, у автопроизводителей есть множество вариантов как для увеличения, так и для снижения цен в случае директивного их установления. Но в поручениях, скорее всего, речь идет в первую очередь об увеличении доступности автомобиля по отношению к средней зарплате, мониторинге этого показателя и принятии решений на основе этого, считает он. В качестве возможных решений экономист называет упрощение ввоза готовых машин в Россию и снижение издержек их выпуска на территории страны, в первую очередь за счет расшивки логистических ограничений.

Можно говорить о регулировании цен через пошлины, если обозначена политика по привлечению инвесторов в производство автомобилей и компонентов, отмечает Удалов. Но в текущем виде данные поручения – это «нерыночная история», полагает он. Большая часть иностранных автоконцернов пока не возобновили производство в России, а параллельный импорт не вышел на сколь-нибудь значимые объемы, напоминает он. Кроме того, госрегулирование цен на машины может остановить китайских инвесторов, которые сейчас рассматривают проекты по выпуску автомобилей в России, считает Удалов.