Параллельный импорт не смог завоевать авторынок

Большая часть новых машин ввозится с помощью других механизмов
Андрей Гордеев / Ведомости

Доля новых легковых автомобилей, завезенных в Россию юрлицами без разрешения правообладателя (параллельный импорт), в течение 2023 г. в ассортименте дилеров составила не более трети от общего объема предложения. Об этом рассказали собеседники «Ведомостей» в дилерских холдингах.

По оценке директора розничных продаж «Авилона» Ильи Петрова, сейчас доля параллельного импорта от общего предложения по новым автомобилям может составлять 7–10%. «Мы фиксировали стабильный спрос клиентов на модели, ввозимые по параллельному импорту, в течение всего 2023 года. И сегодня тренда на снижение интереса в данном сегменте мы не наблюдаем», – отмечает он.

Продажи новых автомобилей у дилера Fresh Auto, привезенных по параллельному импорту, составили 2% от общего спроса в январе – октябре 2023 г., сообщил «Ведомостям» представитель компании. Дилер доставляет не представленные в России иномарки из Китая, Южной Кореи, Киргизии и Казахстана по предзаказу. Сейчас на платформе Fresh Auto представлено 1300 новых и подержанных машин, доступных для заказа, поясняет собеседник.

Операционный директор «Ключавто» Татьяна Форнасова сообщила, что на параллельный импорт приходится треть всего предложения дилера по новым машинам.

Альтернативный импорт, который включает ввоз машин физлицами, составил 10% от продаж новых машин в октябре 2022 г. и 11% – в октябре 2023 г., следует из данных «Автостата». Всего в России за октябрь этого и прошлого года было продано 43 308 и 112 238 новых легковых машин соответственно.

Данные о сравнительно небольшой роли параллельного импорта в продажах новых автомобилей также подтверждают цифры «Авито авто». Доля предложений по новым машинам, привезенным по параллельному импорту, на 1 ноября составила всего 5% от всех размещенных на площадке объявлений в соответствующей категории, следует из презентации онлайн-платформы, с которой ознакомились «Ведомости». В количественном выражении это около 10 000 автомобилей, что в 5 раз больше по сравнению с ноябрем 2022 г. Речь идет о машинах, которые привезли дилеры и разместили на «Авито» с помощью персонального менеджера в отдельном личном кабинете, поясняет аналитик «Авито авто» Артем Соколов.

Эксперт добавил, что помимо параллельного импорта есть еще существенный объем предложения автотехники от профессиональных продавцов – физических и юридических лиц, которые «на регулярной основе» занимаются продажей автомобилей. За год они выставили на площадке 8500 машин, еще 1400 шт. предлагают частные лица. Но ни те ни другие не могут быть классифицированы как поставщики по параллельному импорту, поскольку в большинстве случаев фактический ввоз автомобиля в страну осуществляет физлицо. На «Авито» подобные объявления попадают в раздел машин с пробегом, пояснил Соколов.

По собственным данным «Авито авто», эта торговая площадка занимает 1-е место по объему размещенных объявлений о продаже легковых автомобилей в России. Всего за последний полный месяц – октябрь – на сервисе было размещено 215 000 объявлений о продаже новых легковых машин. Представители «Дрома» и «Авто.ру» данные по доле параллельного импорта предоставить не смогли.

Ввоз товаров без разрешения правообладателя был разрешен юрлицам постановлением правительства № 506 от 29 марта 2022 г. на фоне ухода многих зарубежных брендов из России после начала спецоперации на Украине. Перечень продукции, доступной для параллельного импорта, ведет Минпромторг. Сейчас в нем более 50 автомобильных брендов, включая Volkswagen, Skoda, Renault, Mercedes-Benz, Land Rover, Lexus, Infinity, Rolls-Royce и др. В Минпромторге комментариев не предоставили.

Для автопрома этот механизм заработал во второй половине прошлого года, когда были приняты необходимые нормативные акты. Речь идет о постановлении № 855 от 12 мая 2022 г., которым регламентируется процедура ввоза машины в страну по заключению об оценке единичного транспортного средства (удостоверяет безопасность ввозимого в страну автомобиля). Им же установлен срок, до которого будет разрешен параллельный импорт автомобилей, – пока это 1 февраля 2024 г.

С октября 2023 г. правительство начало ужесточать требования по данной процедуре. Тогда начали действовать изменения в постановление № 855, которые существенно усложняют параллельный импорт автомобилей тех брендов, которые представлены на нашем рынке официально. Кроме того, в конце октября начали действовать обновленные правила взимания утильсбора с автомобилей, ввозимых физлицами для личного пользования. Они призваны ограничить перепродажу купленных за рубежом машин третьим лицам в России.

Все это в совокупности с проиндексированным с 1 августа утильсбором сделало параллельный импорт для многих игроков рынка экономически нецелесообразным (помимо поставок машин по предварительным заказам). По такому пути пошли два крупных дилерских холдинга – «Автодом» и «Автоспеццентр». Они в ноябре объявили, что перестанут держать складские запасы машин, привезенных по параллельному импорту, и будут завозить их только по предзаказам.

Параллельный импорт будет, скорее всего, сворачиваться в ближайшей перспективе, полагает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Он допускает, что на рынке останутся только крупные игроки, которые смогут дешевле закупать машины и предлагать наиболее выгодные условия для покупателей.

Параллельный импорт должен сходить на нет, становясь все более нишевой историей, соглашается автоэксперт Владимир Беспалов. Идея параллельного импорта изначально заключалась в том, чтобы насытить рынок в период резкого обвала предложения в 2022 г., напоминает он. Но по мере восстановления производства автотехники в России растет необходимость в защите внутреннего рынка, кроме того, есть и официальный импорт из дружественных стран, резюмировал он.