«Я принял решение остаться – потому что кто-то должен брать на себя ответственность»

Осаму Масуко рассказывает, почему он остался во главе Mitsubishi Motors после смены владельца компании, как идет интеграция Mitsubishi в альянс Renault-Nissan и когда продажи в России вновь достигнут 100 000 машин
Генеральный директор Mitsubishi Motors Corp. Осаму Масуко /Андрей Гордеев

Если бы прошлогоднего кризиса в Mitsubishi Motors Corp. (MMC) не случилось, его нужно было бы придумать – он обещает возродить компанию.

MMC лихорадит с 2000 г., когда стало известно, что компания скрывала факты жалоб своих клиентов на неисправности в легковых автомобилях Mitsubishi. Тогда владельцем 34% акций Mitsubishi Motors (по японскому законодательству это контрольный пакет) стала DaimlerChrysler.

Вскоре после терактов 11 сентября 2001 г. Mitsubishi ввязалась в ценовую войну на рынке США, в то время крупнейшем в мире, предложив маркетинговую инициативу «три нуля»: 0% – первоначальный взнос, 0% платежей в первый год и 0% платежей по кредиту. Через год американцы начали массово возвращать автомобили, взятые по этой программе, дилерам со словами: «Спасибо, клевая тачка, но денег на нее у меня нет». «Это было безумие, – вспоминал в интервью «Ведомостям» тогдашний президент ММС Йоитиро Оказаки. – Мы потеряли на этом примерно $1 млрд».

На следующий год стало известно, что ММС годами скрывала неисправности и в своих грузовиках, и в автобусах, что стало причиной гибели нескольких человек (в июне 2005 г. по этому делу было арестовано шесть бывших топ-менеджеров Mitsubishi Motors, включая экс-президента Кацухико Кавасое). В начале 2003 г. автомобильно-автобусное подразделение было выделено в отдельную компанию Mitsubishi Fuso Truck & Bus, владельцем которой стала DaimlerChrysler. Но вернуть к прибыльности основной бизнес MMC – производство легковых автомобилей – немцы не смогли, и в 2004 г. DaimlerChrysler заявила, что отказывается от дальнейшего финансирования MMC.

Помощь в тот раз пришла от других компаний группы Mitsubishi и японского инвестфонда Phoenix Capital, которые выделили на оздоровление MМС свыше $4 млрд. В 2005 г. президентом и гендиректором ММС стал Осаму Масуко, работавший в компании с 1972 г. Под его руководством компания вернулась к прибыльности, а Россия стала одним из крупнейших рынков для Mitsubishi (в 2008 г. в нашей стране было продано 111 567 автомобилей этой марки; в 2016 г. продажи упали до 16 769 шт.).

В апреле 2016 г. грянул новый скандал: вскрылось, что Mitsubishi Motors на протяжении длительного срока фальсифицировала реальный расход топлива производимых ею автомобилей. Акции компании всего за месяц обвалились на 43%. В этот раз крупнейшие акционеры MMC – Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Corp. и Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ – отказались спасать свою автомобильную «дочку».

Спасителем выступила компания Nissan, купившая 34% ММС. Синергия обещает стать превосходной: Mitsubishi продолжит выпускать микролитражки для Nissan и получит доступ к ресурсам глобального альянса Renault-Nissan; Nissan укрепит свои позиции в Юго-Восточной Азии (где бренд Mitsubishi очень силен); Nissan и Renault получат доступ к разработанным ММС технологиям подзаряжаемых гибридов. Предполагалось, что уже в 2017 г. благодаря объединению систем закупок, дистрибуции и проч. Nissan и Mitsubishi сэкономят около $500 млн.

Вы видите часть этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью