Интервью: «Я не верю в фокус-группы», - Акинори Наканиши, главный дизайнер Mitsubishi Motors

По мнению главного дизайнера Mitsubishi Motors, участники фокус-групп часто не способны разобраться в своих желаниях и честно сказать о своих предпочтениях. Поэтому при создании новых автомобилей он ориентируется на собственный вкус и опыт

Обидеть художника может каждый. Особенно легко обидеть художника автомобильного, ведь в дизайне машин, как и в футболе, разбирается каждый – и каждый готов давать советы и навешивать ярлыки.

Но настоящие художники на критику не обижаются, даже если она жесткая или непрофессиональная. Когда я спрашиваю у главного дизайнера Mitsubishi Motors Акинори Наканиши, почему новый Mitsubishi Galant получился, мягко говоря, невыразительным, он отвечает с улыбкой: «Иногда людям свойственно ошибаться». Наканиши нет нужды горячиться: автор таких машин, как Galant 1996 модельного года или Mitsubishi HSR-I, уже всем все доказал. (А вскоре после нашего разговора было объявлено о рестайлинге Galant.)

Вся карьера 53-летнего дизайнера прошла в одной компании. Вместе с Mitsubishi Motors Наканиши переживал взлеты и падения, кризис в начале XXI в., когда из-за сокрытия дефектов в автомобилях были арестованы шестеро топ-менеджеров компании, а теперь – с новым Mitsubishi Lancer – находится на гребне успеха. Но только работой жизнь Наканиши не ограничивается: автомобильный дизайнер профессионально играет блюз и даже концертирует со своей группой. Название у группы говорящее: Blues Mobile.

В интервью «Ведомостям», которое дизайнер дал в ходе Детройтского автосалона, Наканиши рассказывает, как в Mitsubishi Motors строится работа над автомобилями и где он черпает вдохновение для новых моделей.

– Каковы, на ваш взгляд, глобальные тренды в автомобильном дизайне?

– Их два. Первый связан с глобальным потеплением, о котором все говорят. Соответственно, автомобили становятся меньше, легче и экономичнее. Задача дизайнера сложна: автомобиль должен удовлетворять всем этим категориям и при этом оставаться привлекательным. У дизайнеров каждой автомобильной компании свои пути достижения цели.

Второй тренд – новые автомобили получают все более спортивный облик.

– Как вы можете охарактеризовать дизайнерский стиль автомобилей Mitsubishi?

– Мы должны делать автомобили, которые будут выделяться уже на расстоянии, ведь Mitsubishi Motors – маленькая компания.

Наш дизайн базируется на спортивности. Соответственно, колеса, например, должны быть больше. Я подготовил для вас несколько иллюстраций. Вот взгляните в профиль на Lancer. Большинство автопроизводителей делают вертикальную фальшрадиаторную решетку или даже опускают ее под тупым углом. Мы же сознательно сделали ее под острым углом, чтобы подчеркнуть спортивность и агрессивность автомобиля.

Но я всегда прошу своих дизайнеров: не делайте гаджет-дизайн – красота всегда в простоте.

Кроме того, дизайн также диктуется функциональностью. Взгляните на четкие шкалы приборов Lancer Evolution – идея взята из авиастроительного подразделения Mitsubishi Heavy Industries. Потому что, когда человек мчится по автобану со скоростью 200 км/ч, он должен мгновенно считывать все показания приборов.

А необычная форма спойлера Lancer – результат аэродинамических тестов: ломаная линия в центральной части спойлера увеличивает прижимную силу.

– Как дизайнеры в вашей компании работают над разработкой новых моделей?

– Мы очень тесно сотрудничаем с инженерами Mitsubishi Motors. Возьмем, например, автомобиль Mitsubishi i. Каждый дизайнер мечтал бы создать автомобиль подобных пропорций, но без тесного сотрудничества с инженерами это было бы невозможно. Если бы инженеры забраковали саму идею подобного дизайнерского подхода, появление автомобиля стало бы нереальным. Поэтому необходимо сотрудничество дизайнеров и инженеров с самого начала работы над новым автомобилем, чтобы снимать противоречия в зародыше и находить правильные решения.

У дизайнеров одна из главных ролей в продуктовом планировании. Созданные ими концепт-кары выставляются на автосалонах, и, если реакция публики положительная, автомобиль становится серийным.

– Вы работаете на Mitsubishi Motors уже много лет. Можете привести примеры концепт-каров, которые пошли в серию?

– Mitsubishi i, Outlander. Недавно мы представили концепт маленького кроссовера. Надеюсь, он тоже пойдет в серию.

– А сколько Mitsubishi Motors требуется времени для создания автомобиля – от первых рисунков до готовой машины?

– Полная дизайнерская стадия – год-полтора. Затем еще полтора года инженерная стадия. В сумме около трех лет.

– Это правда, что инженеры и дизайнеры Mitsubishi Motors в поисках вдохновения и идей посещают авиастроительное подразделение Mitsubishi Heavy Industries?

– Да. Не на регулярной основе, но время от времени. И не только авиастроительное, но и судостроительное подразделение тоже, например большие круизные суда, в поисках идей для интерьеров автомобилей.

– Насколько я знаю, окончательный вердикт дизайну автомобиля выносит президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко. Как и когда это происходит?

– На поздних стадиях, когда уже готова модель автомобиля. Мы с ним обсуждаем модель, он выносит свои замечания и одобряет дизайн. После чего все дискуссии прекращаются.

– А вы проводите фокус-группы, чтобы узнать мнения покупателей о будущих автомобилях?

– Да, время от времени проводим, но я в них не верю. Потому что иногда люди дают утвердительный ответ, просто чтобы сделать вам приятное. Во-вторых, «мне нравится этот дизайн» и «я куплю этот автомобиль» – это разные понятия. Равно как и наоборот – когда человек говорит: «Мне не нравится этот дизайн», попробуйте-ка докопаться, что именно ему не нравится и почему.

– А вы можете привести примеры, когда опросы призывали вас изменить дизайн автомобиля, а вы отказались это делать и были правы.

– Mitsubishi Eclipse. Опросы потенциальных американских покупателей показывали, что они хотят автомобиль другого дизайна. Но мы оставили наш, и реальные покупатели приняли машину очень хорошо.

– Сколько сейчас дизайнеров под вашим началом?

– Около 200 человек: 20 – в США, 20 – в Европе, остальные – в Японии.

– Иностранцев среди них много?

– Много – больше 10 разных национальностей. Потому что больше 80% автомашин Mitsubishi продается за пределами Японии. И было бы очень опасно делать сугубо японский дизайн силами только японских дизайнеров. Потому что европейским покупателям нравится одно, американским – другое.

– Автомобильные дизайнеры меняют работу довольно часто. Но вы проработали всю свою жизнь в одной компании. Почему?

– Дизайнеры действительно часто меняют работу, и я признаю их право на это – попробовать работать в другой культуре, другой стилистике. Mitsubishi экспортирует очень много автомобильных дизайнеров. Но нужно быть начеку: такой постоянный переток дизайнеров из компании в компанию создает опасность того, что скоро все автомобили будут на одно лицо. (Смеется.) Поэтому я и остаюсь всю жизнь в Mitsubishi Motors, чтобы хранить наш уникальный дизайнерский язык, нашу культуру.

– Ваш Mitsubishi Galant 1996 г. был прекрасным автомобилем, снискал заслуженную любовь покупателей в разных странах, в том числе и в России, и до сих пор смотрится современно и свежо. Но Galant последнего поколения не идет ни в какое сравнение с тем красавцем – взгляду буквально не за что зацепиться, в потоке автомобиль теряется. Такое ощущение, что маркетологи поставили вам задачу быстро сделать новый автомобиль и вы слепили Galant «из того, что было», в результате появился банальный американский автомобиль. Что произошло?

– (С улыбкой.) Людям свойственно иногда ошибаться. В истории Mitsubishi были очень успешные модели Galant, были менее успешные. Но все мы люди, а люди делают ошибки.

– Ваша лучшая работа?

– Возможно, как раз Mitsubishi Galant 1996 г. А из шоу-каров – модель HSR I 1987 г. Этот автомобиль всего лишь с 2-литровым турбированным двигателем мог разгоняться до 300 км/ч! В нем было очень много интересных дизайнерских и инженерных решений, но в производство он не пошел – получился слишком дорогим.

И еще мне очень нравятся все модели Mitsubishi начиная с 2004 г.

– Есть ли у вас время работать для души – скажем, как скульптор или художник?

– Я люблю строить радиоуправляемые модели автомобилей – с бензиновыми или электрическими двигателями – и иногда принимаю участие в соревнованиях подобных машин. Вы знаете, что в Японии соревнования радиоуправляемых моделей очень популярны! Но я не очень хороший «водитель». (Смеется.)

– Насколько я знаю, дважды в месяц вы со своей группой Blues Mobile выступаете с концертами?

– Да, а вернувшись из Америки, устроим с автомобильными дизайнерами, которые работают в других компаниях – Toyota, Nissan, Suzuki – и тоже играют блюз, большой джем-сейшн.

В нашей группе все музыканты из дизайнерского подразделения Mitsubishi Motors, за исключением одного человека, который работает в другой компании.

– Что значит блюз для вас?

– Это просто круто! Блюз – это простая музыка, его легко играть. Я также играю джаз, но его играть гораздо сложнее.

– Кто ваш любимый блюзовый гитарист?

– Его зовут Стиви Рей Вон. (Пытается написать имя.)

– Не надо, я знаю, кто это: у меня есть все его диски.

– О, вы мой друг! (Вскакивает из-за стола и протягивает мне руки для рукопожатия.) Мы с ним родились в один и тот же год – 1954-й. Он был очень искушенным гитаристом – мог играть джаз почти так же хорошо, как Уэс Монтгомери, но он проповедовал очень простую и спокойную манеру игры. К сожалению, я никогда не слышал его игру вживую (Стиви Рей Вон погиб в авиационной катастрофе в 1990 г. – «Ведомости»).

– А знаете ли вы, что среди топ-менеджмента автомобильных компаний есть и другие сильные блюзовые гитаристы? Например, президент Ford of Europe Джон Флеминг?

– Да? Никогда про это не слышал! Знаю только, что главный дизайнер Nissan Сиро Накамура играет джаз на контрабасе.

– Что в вашем гараже?

– Универсал Lancer Evolution IX и Mitsubishi i.

– Какой лучший комплимент вы слышали в свой адрес?

– Да вообще никто не говорит комплименты! (Смеется.) А если серьезно, то начиная с 2004 г. Mitsubishi делает очень привлекательные автомобили, которые хорошо принимают покупатели в разных странах, в том числе и в России. И я вижу в этом в том числе и свою заслугу. Но менеджмент нашей компании очень требовательный, и от меня постоянно требуют дальнейшего совершенствования.

– Вы бывали в России?

– Мне уже давно следовало бы это сделать, но я до сих пор не был. Может быть, в этом году получится приехать на Московский международный автосалон.

– А что вы думаете о вкусе российских автолюбителей?

– На мой японский взгляд, у россиян такие же автомобильные вкусы, как и у жителей других европейских стран. И для нас нет никаких проблем, чтобы эти вкусы удовлетворять.- Детройт

Родился

в 1954 г. В 1977 г. получил диплом дизайнера, принят на работу в Mitsubishi Motors Corporation, в которой с тех пор и работает

1987

Принимает участие в создании концепт-кара Mitsubishi HSR-I

1991

Руководит проектом по созданию дизайна Mitsubishi Colt Mk IV

1996

Создает дизайн Mitsubishi Galant. Назначен руководителем Mitsubishi Design Europe

2004

С должности главного дизайнера европейского офиса назначается главным дизайнером Mitsubishi Motors

Не просто дизайн

Ломаная линия на центральной части спойлера Mitsubishi Lancer – результат аэродинамических тестов, такая форма увеличивает прижимную силу