Россия призовет иностранных производителей автокомпонентов

«АвтоВАЗ», Renault и Nissan собираются создать СП для закупки автокомпонентов. Это позволит «АвтоВАЗу» привлечь в Россию смежников из-за рубежа, а Renault и Nissan – локализовать производство автомобилей
Унифицировать нынешние модели Nissan (на снимке – процесс сборки Teana), Renault и «АвтоВАЗа» для совместной закупки запчастей будет достаточно сложно/ Е.Кузьмина

АвтоВАЗ» намерен создать СП с концерном Renault-Nissan для производства автокомпонентов, объявил президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров на экономическом форуме в Сочи. Это будет компания, подобная СП Renault-Nissan Purchasing Organization, через нее будут закупаться автокомпоненты как для «АвтоВАЗа», так и для российских заводов Renault и Nissan, уточнил «Ведомостям» топ-менеджер «АвтоВАЗа».

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). Финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – 192,07 млрд руб., чистый убыток – 24,66 млрд руб.

Однако только закупками новое СП не ограничится: оно будет также заниматься разработкой компонентов и их производством, обещает он. Какие именно комплектующие планируется собирать, еще предстоит определить. Создание СП позволит, во-первых, привлечь в Россию западных производителей компонентов, которым будет выгодно строить здесь заводы под большие объемы закупок, а во-вторых, позволит снизить закупочную стоимость компонентов за счет эффекта масштаба, объясняет собеседник «Ведомостей». Для Renault и Nissan создание закупочной организации и производства автокомпонентов позволит решить задачу локализации производства своих машин, что они обязаны сделать в рамках соглашений о промсборке, говорят представители обеих компаний.

«АвтоВАЗ» давно хочет создать в России современную автокомпонентную базу. В августе вице-президент компании по закупкам Дамир Кашапов рассказывал «Ведомостям», что «АвтоВАЗ» намерен создавать СП по выпуску автокомпонентов со всеми крупнейшими мировыми поставщиками, компания ведет с ними переговоры. В перспективе доля таких компонентов должна вырасти до 70–80%, говорил Кашапов. Переговоры с иностранными компаниями ведутся, сообщает Нагайцев, но отмечает, что создание СП с Renault-Nissan не подразумевает отказ от российских поставщиков: если они смогут предоставить хорошее качество по устраивающей цене, СП может закупать комплектующие и у них.

Заодно «АвтоВАЗ» мог бы решить проблему излишней численности персонала: по самому пессимистичному варианту компания может уволить 36 000 человек из 102 000, часть из них может быть устроена на создающихся предприятиях. Создать их можно было бы за несколько месяцев, говорит топ-менеджер завода. Но современные компонентные производства будут создаваться под новые модели «АвтоВАЗа». А выпускать их предприятие планирует через 2–3 года.

Renault, Nissan и «АвтоВАЗ» смогли бы обеспечить лучшие закупочные цены, если выпускаемые ими в России автомобили будут унифицированы. Без этого экономить можно будет только на небольшом количестве компонентов, которые можно ставить на модели всех трех компаний, отмечает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. Но и объемов одного «АвтоВАЗа» хватит, чтобы убедить иностранных производителей открывать в России свои производства, отмечает он.