"АвтоВАЗ" и "Камаз" будут раскрывать информацию обо всех своих закупках

Минэкономразвития хочет, чтобы информацию о своих закупках раскрывали не только госкорпорации и монополии, но и их «дочки». Отчитываться тогда придется, например, «АвтоВАЗу» и «Камазу»

Минэкономразвития подготовило и собирается внести в правительство проект закона, регламентирующего закупки госкорпораций, созданных специальным законом госкомпаний (Росавтодор), естественных монополий и организаций ЖКХ, рассказала в пятницу замминистра Анна Попова.

От жесткости предыдущей версии проекта, разработанного Федеральной антимонопольной службой (ФАС, см. врез), не осталось и следа. Новый документ требует лишь публиковать информацию о тендерах и прямых закупках на собственном сайте (затем – на едином портале госзакупок после его создания). Также госкорпорациям и монополиям придется разработать внутреннее положение о закупочной политике. «Главное – не регламентировать все до мелочей законом, а сделать закупки доступными [для поставщиков] и информационно прозрачными», – объяснила логику министерства Попова.

Но зато новые правила коснутся более широкого круга компаний – не только самих госкорпораций и монополий, но и «дочек», принадлежащих им более чем на четверть. Таким образом, публиковать информацию о закупках придется «АвтоВАЗу», 25,1% обыкновенных акций которого принадлежит «Ростехнологиям». Правда, в этом году голосующий пакет «Ростехнологий» сократился до 18,83%, так как по итогам 2008 г. автоконцерн не заплатил дивиденды по «префам» и они теперь тоже голосуют. Но как только дивиденды будут выплачены, контроль восстановится. А вот «Камазу» раскрывать закупки придется в любом случае: доля «Ростехнологий» – 37,8%.

Правило должно быть «единым для всех», говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Анна Катамадзе. Правда, по ее словам, проект будет вноситься в правительство с разногласиями, в частности с Федеральной службой по тарифам (ФСТ). ФСТ не согласна с распространением правил на «дочек» госкорпораций и монополий, говорит советник руководителя ФСТ Ольга Аллилуева: из примерно 4000 монополий только несколько получают деньги из бюджета и ФСТ считает возможным регулировать у них лишь те закупки, которые напрямую влияют на формирование тарифа. ФАС поддерживает распространение правил проекта на «дочек», говорит начальник управления службы Михаил Евраев, иначе госкорпорации и монополии «сбросят» свои закупки на «дочек». Кроме того, ФАС считает нужным дополнить проект ответственностью за нарушение порядка торгов, прописать процедуру его обжалования, запретить пересмотр контрактов после их заключения.

Сотрудник «Ростехнологий» считает, что информацию о закупках нельзя публиковать, только если речь идет о гостайне. Тендерная комиссия в госкорпорации уже создана, утверждает он, а централизацией и регламентацией закупок «Ростехнологии» занимаются и сейчас. Представитель «АвтоВАЗа» Игорь Буренков комментировать предложения отказался, сказав лишь, что «эта тема для автоконцерна сейчас неактуальна». Представитель «Камаза» отметил лишь, что его компания является публичной и регулярно публикует отчетность по международным стандартам. Представители «Тройки диалог» (владеет 25% «АвтоВАЗа» и 44,4% «Камаза») и Renault (25% «АвтоВАЗа») от комментариев отказались. А сотрудник «Тройки диалог» отмечает, что инициатива вряд ли понравится его компании: «Ростехнологии» – не единственный акционер, достаточно и того, что компании публичные.

«Законодательное регулирование закупок у госкорпораций еще можно понять, но частный «АвтоВАЗ» даже не является монополией», – удивлен гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов, кроме того, раскрытие документации может войти в противоречие с режимом коммерческой тайны. Через «Ростехнологии» «АвтоВАЗ» получает 25 млрд руб. госденег, напоминает партнер «Альфа консалтинга» Александр Иванов, так что раскрытие информации возможно. Не считает препятствием коммерческую тайну и Катамадзе.