В дальневосточных портах опять железнодорожные пробки

Экспортерам угля и металлов придется серьезно подумать над маршрутами поставки. Под ограничениями РЖД оказались все крупные дальневосточные порты
Reuters

Вчера РЖД ввела ограничения на погрузку угля, кокса и черных металлов в адрес срезу трех дальневосточных портов. Это крупнейший в регионе порт Восточный, а также Владивостокский порт и порт Находка.

В ноябре уже были конвенции для порта Ванино и Посьет. Так что теперь под ограничениями сразу все крупные порты Дальнего Востока. Хотя грузы между ними перераспределены – полной остановки экспорта угля и металлов не предполагается. Но когда будут сняты ограничения, данных нет.

Новые конвенции и запреты касаются четырех стивидорных компаний, говорится в сообщении РЖД. В Восточном порте ограничены два игрока. Во-первых, главный стивидор ОАО «Восточный порт»: в адрес его перегрузочного комплекса ППК-1 полностью остановлена отправка каменного угля, в адрес ППК-3 план по углю срезан на 50%. Запрещена погрузка угля и через стивидора «Малый порт» в той же бухте. Через главного стивидора Находки – Находкинский морской торговый порт прекращена погрузка черных металлов. А в адрес главного стивидора Владивостока – Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) запрещена погрузка кокса с некоторых станций Западно-Сибирской железной дороги, следует из сообщения РЖД.

Главная причина – медленная разгрузка в портах и брошенные поезда, констатирует РЖД. К 8 декабря, по данным компании, на подходах к дальневосточным портам скопилось 194 неразгруженных поезда, из них 97 – с углем.

Сколько там грузов, РЖД не раскрывает. Но если взять среднюю длину поездов (60 вагонов) и грузоподъемность одного вагона (60 т), выйдет, что только угля там около 350 000 т. Это треть месячной перевалки Восточного порта (четвертый по общему грузообороту в стране).

О каких потерях может идти речь, РЖД, грузоперевозчики и порты также не говорят. В прошлом году РЖД недополучила из-за пробок около 2,5 млрд руб., прогнозов на этот год пока нет, сказал представитель компании. Хотя в целом грузоперевозки РЖД в этом году должны снизиться на 15% к уровню 2008 г. (в 2010 г. монополия ждет 3,7%-ного роста, см. врез).

Пробки на железной дороге – традиционное сезонное явление. И каждый раз РЖД, порты и грузоотправители винят друг друга.

Все проблемы – из-за грузоотправителей и стивидоров, уверяет сотрудник РЖД и на сей раз: зимой уголь смерзается, для погрузки на суда его надо разогревать и дробить, а в портах не хватает необходимой инфраструктуры. Кроме того, вагоны и уголь можно обрабатывать специальными составами, которые предотвращают смерзание, но немногие грузоперевозчики делают это, добавляет собеседник «Ведомостей».

Порты своей вины не признают. «Наши мощности используются лишь на 70%, и мы могли бы переваливать больше», – уверяет гендиректор ВМТП Вячеслав Перцев. В некоторых портах действительно есть проблемы с перевалкой смерзшегося угля, признает он, из-за этого страдают владельцы и других грузов, ведь они используют единую железнодорожную инфраструктуру. Но РЖД, вместо того чтобы аккуратно разбираться в проблемах, просто запрещает перевозки, возмущается Перцев. Например, можно разрешать перевозки угля только после того, как он был специальным образом обработан, чтобы предотвратить смерзание, но железнодорожники разрешают отправление всех грузов, добавляет он.

А грузоотправители кивают на РЖД и на кризис: причина заторов – неразвитость инфраструктуры, говорит сотрудник одной из компаний-экспортеров, РЖД должна заняться подъездными путями, а модернизация терминалов возобновится после восстановления рынка. От официальных комментариев представители СУЭК, «Мечела», и Evraz Group (экспортируют свою продукцию через дальневосточные порты) отказались.