Китай стал крупнейшим автомобильным рынком в мире

Впервые более чем за 100 лет автомобильный рынок США перестал быть крупнейшим в мире

По данным Ассоциации автопроизводителей Китая (СААМ), в стране в прошлом году было продано 13,6 млн легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Это на 52,9% больше, чем в 2008 г. В США, по данным Autodata, в 2009 г. было продано около 10,4 млн легковых автомобилей. Еще около 0,5 млн пришлось на грузовики и автобусы, передает Dow Jones со ссылкой на аналитика CSM Worldwide Йеля Чжанга. Итого – около 10,9 млн машин за год.

США чуть было не потеряли первое место и по числу проданных легковых автомобилей, завершив год 21%-ным падением рынка. В Китае же, по данным СААМ, рост составил 53% – до 10,3 млн машин. Помогли подъем китайской экономики (ВВП вырос на 9%) и меры правительства. Налог на продажу новых автомобилей в 2009 г. был снижен с 10% до 5%, а на программу утилизации старых машин потрачено 5 млрд юаней ($732 млн).

В декабре Китай заявил о свертывании этих мер: налог на продажу новых машин с двигателем до 1,6 л будет повышен с 5% до 7,5%. Несмотря на это, Китай почти наверняка останется крупнейшим автомобильным рынком, прогнозирует консалтинговая компания Booz & Co. Продажи в США вырастут незначительно, считают опрошенные изданием Automotive News эксперты, а объем рынка США в 2010 г. увеличится до 11,5–12 млн автомобилей.

Рост в Китае помог американским и европейским автопроизводителям компенсировать резкое падение продаж на домашних рынках. Два СП General Motors с местными производителями – SAIC-GM-Wuling и Shanghai GM – продали 1,7 млн автомобилей. Вторым стал Volkswagen, СП которого с Shanghai Volkswagen продало 728 200 машин. А самым популярным автомобилем в Китае стала модель местной BYD: за год было куплено 291 000 седанов BYD F3.

Российский рынок, который в 2008 г. едва не стал крупнейшим в Европе, показал один из худших результатов в мире: по предварительным данным Минпромторга, было продано 1,4 млн автомобилей – на 50% меньше, чем в 2008 г.