«Трансаэро» облетает S7

Совсем скоро «Трансаэро» может стать второй по величине авиакомпанией России после «Аэрофлота», обойдя группу S7. Она и «Ютэйр» ждут до 40% роста пассажиропотока в 2010 г. Но погоня за пассажирами и демпинг могут обернуться финансовыми потерями, предостерегают эксперты
М.Стулов

В 2010 г. конкуренция между «Трансаэро» и перевозчиками группы S7 («Сибирь» и «Глобус») обострится как никогда. Несколько лет подряд «Сибирь» прочно удерживала второе место по числу перевезенных пассажиров, уступая лишь «Аэрофлоту». Но в прошлом году наступил перелом. «Трансаэро» была одной из немногих, кто смог нарастить пассажиропоток (на 3,6% до 5,02 млн человек). А S7 завершила год спадом (минус 13,2% до 5,64 млн).

В этом году S7 готовится к 5%-ному росту перевозок – до 5,9 млн человек, заявил заместитель гендиректора группы Антон Еремин. Рост может быть и больше, добавил он: «Мы сейчас быстро развиваемся» (цитата по «Прайм-ТАСС»).

Но прогнозы конкурента в разы выше. «Трансаэро» ждет 25–40%-ного роста – до 6,3–7 млн человек, рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора компании Дмитрий Столяров. В 2010 г. число самолетов вырастет на 20%, объясняет он, это позволит открыть новые направления и один из главных рынков – Санкт-Петербург (есть планы летать оттуда в города Китая). «Трансаэро» сохранит за собой и лидерство на туристическом рынке, считает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев, ведь благодаря дальнемагистральным лайнерам перевозчик закрепился на ряде уникальных маршрутов (к примеру, Доминикана).

У «Трансаэро» все шансы обогнать S7, заняв второе место, констатирует Пантелеев. Хотя место в рейтинге – не самоцель, оговаривается он: каждый перевозчик придерживается своей стратегии и своей ниши. S7 до сих пор остается сильнейшей на внутреннем рынке России, имея самую разнообразную маршрутную сеть, указывает Пантелеев. Доля группы – 14,6%, а у «Трансаэро» – только 4,5%, следует из отчета «Сибири» за IV квартал 2009 г.

На внутреннем рынке S7 больше стоит опасаться «Ютэйр», отмечает Пантелеев: у нее 13,7% всех внутрироссийских перевозок (третий показатель после S7 и «Аэрофлота»; у национального перевозчика – 14,1%). «Ютэйр» увеличит пассажиропоток в 2010 г. на 35% до 4,8 млн человек, делится планами ее гендиректор Андрей Мартиросов: по стране будет открыто как минимум 15 новых маршрутов.

Рост в 2010 г. намерен показать и «Аэрофлот» – до 10 млн человек без учета «дочек» (+14% к 2009 г.), говорит источник, близкий к компании. Это, как и прежде, первый показатель по стране.

А самые скромные прогнозы на этот год – у ГТК «Россия», замыкающей пятерку крупнейших перевозчиков: план – остаться на уровне 2009 г., признается ее сотрудник. Хотя все может поменяться после того, как ГТК будет отдана под оперативное правление «Аэрофлота», добавляет он: произойдет синхронизация маршрутов, корректировка флота и проч.

В погоне за пассажиром перевозчики увлеклись демпингом, предостерегает Пантелеев: за год билеты подешевели на 30–40%, многие игроки работают в минус, что чревато финансовыми проблемами. «Сейчас тарифы ниже здравого смысла», – грустно шутит Столяров, надеясь, что «ситуация скоро исправится». Роста тарифов стоит ждать уже во II квартале, думает Пантелеев, дорожающие билеты отпугнут часть пассажиров и в целом по стране авиаперевозки вырастут за год примерно на 15%.