РЖД предупреждает инвесторов: в России продажная судебная система

Вчера ОАО «Российские железные дороги» начало роуд-шоу по размещению евробондов на $1 млрд. В меморандуме компания рассказывает инвесторам о российской судебной системе: она продажная, некомпетентная, а ее решения не исполняются

У государственной компании «Российские железные дороги» (РЖД) накопилось достаточно претензий к российскому государству, свидетельствует инвестиционный меморандум, который оказался в распоряжении «Ведомостей».

Коррупция не помеха. 5%

годовых «или даже чуть ниже» – на такую доходность еврооблигаций ориентируется президент РЖД Владимир Якунин

«Российские железные дороги»

МСФО, 1-е полугодие 2009 г.: выручка – 532 млрд руб., чистая прибыль – 23,4 млрд руб.

РЖД предупреждает покупателей своих облигаций, что государственные органы имеют большие возможности для вынесения произвольных решений и могут быть коррумпированы. А суды, которые могли бы этим решениям противостоять, не имеют достаточно независимости от политических, общественных и коммерческих сил и тоже могут быть коррумпированы. Кроме того, судам не хватает сотрудников и финансирования, а судьи остаются некомпетентными в определенных областях бизнеса и корпоративного права. А когда суд принимает решение, исполнить его очень сложно.

РЖД и ранее предупреждала инвесторов о российских проблемах. Например, в меморандуме к выпуску еврооблигаций в 2006 г. монополия говорила о выборочном применении права, зависимости судебной системы и трудности исполнения решений, оговариваясь, что коррупция и раньше была в России на высоте. В своих отчетах по МСФО РЖД этих рисков не раскрывает.

Представители РЖД и организаторов размещения – инвестбанков Barclays Capital, JPMorgan и «ВТБ капитал» на запросы «Ведомостей» не ответили. Сотрудник железнодорожной монополии отметил, что раздел «Риски» пишут инвестбанки, РЖД к его содержанию отношения не имеет.

Российские компании регулярно пишут о несовершенствах российской власти в разделе «Риски» в отчетах и меморандумах. Но госмонополии осторожнее в формулировках, особенно в документах, которые будут читать международные инвесторы. Так, в последнем меморандуме «Газпрома» (к бондам, выпущенным летом 2009 г.) слово «коррупция» вообще не употребляется. «Транснефть» в проспекте к еврооблигациям 2008 г. писала, что о высоком уровне коррупции в России всегда сообщала «российская и зарубежная пресса» (хотя коррупция действительно может повлиять на бизнес компании, признается там же).

Раздел «Риски» пишут организаторы размещений и консультирующие эмитентов юристы, основная задача этого раздела – предупредить возможные судебные иски со стороны акционеров к эмитенту, говорит управляющий партнер Verna Capital Дмитрий Крюков. Зарубежные инвесторы особо на описание рисков не ориентируются, проводя самостоятельный анализ, отмечает он. «Кроме того, там все инвесторы читают The Economist и The Wall Street Journal и представляют риски инвестиций в Россию», – говорит Крюков.