Daimler заплатил в России свыше 3 млн евро взяток

Получателей этих денег следует искать в МВД, Гараже особого назначения, Вооруженных силах, а также среди представителей городских властей Москвы, Уфы и Нового Уренгоя.
В число российских клиентов компании входил Гараж особого назначения
В число российских клиентов компании входил Гараж особого назначения

Кому и как осуществлялись сомнительные выплаты Daimler
Кому и как осуществлялись сомнительные выплаты Daimler

Российское и немецкое подразделения автоконцерна Daimler готовы признать вину в нарушении антикоррупционных законов и подкупе чиновников, а сама компания - заплатить $185 млн штрафа, сообщает Reuters со ссылкой на неназванные источники. Урегулирование претензий должен одобрить суд: слушания по делу назначены на 1 апреля.

Концерн обвиняется в том, что в период с 1998 по 2008 г. подкупал чиновников 22 стран мира с целью получения государственных контрактов. В документах министерства юстиции США говорится, что концерн предлагал государственным чиновником все – от денег и дорогостоящих машин до карьерных возможностей в своей компании – в обмен на государственные контракты, которые принесли немецкому концерну как минимум $50 млн дополнительной прибыли. «В некоторых случаях Daimler использовал счета иностранных банков, чтобы пересылать взятки на депозиты американских банков», - говорится в отчете минюста. По данным министерства, автоконцерн давал взятки также в России, Китае, Турции, Египте, Нигерии и еще 17 странах.

Сколько Daimler заплатил в России

В России Daimler продал государственным структурам легковые и коммерческие автомобили. В документах, направленных в суд, минюст США выдвигает обвинения против ЗАО "ДаймлерКрайслер автомобили рус" (DaimlerChrysler Automotive Russia), в настоящее время называющегося ЗАО "Мерседес-Бенц рус" (далее — DCAR), которое сотрудничало с различными подразделениями головной компании Daimler, в частности подразделением зарубежных продаж (далее - DCOS) в связи с нарушением закона «О коррупционных практиках за рубежом» (The Foreign Corrupt Practices Act).

Daimler, используя DCAR в качестве агента, продавал автомобили государственным структурам в России. В число российских клиентов компании входили МВД, Гараж особого назначения, Вооруженные силы, а также городские власти Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Daimler через DCAR в период примерно с 2000 по 2005 г. давал взятки российским госслужащим и связанным с ними лицам для обеспечения компании заказами от российских госструктур. Все платежи подобного рода делались с ведома DCOS и DCAR. Иногда при таких платежах завышалась сумма заказа и излишки передавались госслужащим или указанным ими третьим лицам, а также переводились на счета подставных компаний в банки Латвии, США, других стран. В бухгалтерской отчетности Daimler взятки проводились как «комиссия», «специальные скидки», «необходимые платежи».

За указанный период Daimler поставила в Россию автомобили на общую сумму около 1,4 млрд евро, из которых примерно 5% пришлось на долю госзаказов. В связи с этими продажами Daimler выплатил более 3 млн евро незаконных платежей госслужащим, работающим в заказывавших автомобили компании госструктурах, а также связанным с ними лицам и компаниям. Следует отметить, что эта сумма меньше перечисляемых в документе минюста платежей, так как не все из них он однозначно считает взятками. Подробнее см. рисунок.

В российском представительстве Daimler (Мерседес-Бенц рус) "Ведомостям" отказались прокомментировать ситуацию с претензиями к концерну. В штаб-квартире компании "Ведомостям" заявили, что не могут давать комментарии до 1 апреля.

Основные получатели денег концерна - МВД и Гараж особого назначения

Основными государственными структурами, заказывавшими пассажирские автомобили производства Daimler в России в 2000-2005 гг. минюст США называет МВД (включая ГИБДД) и Гараж особого назначения. В общей сложности Daimler и DCAR заплатили примерно 2 866 281 евро 23 различным лицам в связи с поставками пассажирских автомобилей для Гаража особого назначения. Из них как минимум 1,4 млн евро было использовано на взятки госслужащим, связанным по должности с гаражом, или третьим лицам, которые могли передать средства госслужащим. Кроме того, Daimler и DCAR заплатили около 3,8 млн евро третьим лицам в связи с поставками пассажирских автомобилей МВД, из которых как минимум 1,8 млн евро целиком или частично были использованы на взятки госслужащим в системе МВД или могли быть им переданы через третьих лиц.

В 2000-2005 гг. Daimler при посредничестве DCAR поставляла по госзаказам в Россию и коммерческие автомобили. Двумя основными заказчиками были «Машиноимпорт» и «Доринвест», заключавшие контракты для нужд города Москвы. Госслужащим, связанным с заключением контрактов, выплачивались взятки, в том числе по описанной выше схеме с завышением суммы заказа. Было сделано 12 незаконных платежей на сумму около 388 724 евро. Немецкий концерн также поставлял в Россию через агентов по госзакупкам (включая «Машиноимпорт» и «Доринвест») и грузовики-вездеходы Unimog, получателями которых стали Вооруженные силы, а также власти Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Общая сумма незаконных платежей в связи с этими заказами – около 433 000 евро.

Daimler не впервые обвиняют во взяточничестве

В Китае германский автопроизводитель помог сыну госчиновника, отвечавшего за снабжение автомобилями государственной китайской нефтяной корпорации, пройти практику в компании. Кроме того, компания заплатила 2223 евро за то, чтобы сын смог принять участие в автогонках в июле 2004 г. В 2002 г. компания заплатила 57 000 евро жене китайского служащего госкомпании Sinopec всего через несколько дней после того, как компания согласилась закупить автомобили Daimler. По данным минюста США, все было представлено как плата за консультацию, но «никаких консультационных услуг оказано не было». В Туркмении и Либерии компания подарила госчиновникам бронированные машины стоимостью от 267 000 до 300 000 евро. В тот момент автоконцерн как раз обсуждал с этими чиновниками возможность покупки правительством нескольких десятков автомобилей. Иракские чиновники получали по 10% от сделки.

По данным неназванного источника Reuters, Daimler в процессе внесудебного урегулирования согласен выплатить $93,6 млн минюсту и $91,4 млн Комиссии по ценным бумагам и биржам. В обмен концерн хотел бы не признавать за собой вину.

Данный случай не первый, когда Daimler обвиняют во взяточничестве. В 2004 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам США начала расследование в отношении подкупов должностных лиц для получения контрактов на покупку автобусов и грузовых автомобилей компании. Схемами, подобными той, что вменяется в вину Daimler, пользуются и другие компании. Так, недавно британская BAE заплатила за урегулирование дела, связанного с подкупами, $400 млн. В 2008 г. компания Siemens была оштрафована на $1,3 млрд.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать