"Аэрофлот" обещает войти в десятку крупнейших европейских авиаперевозчиков

Войти в десятку крупнейших авиакомпаний Европы – таковы планы гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева. Правда, еще нужно получить от «Ростехнологий» шесть новых «дочек»
Bloomberg

Чтобы удержать пассажиров в кризис, «Аэрофлот» даже занялся демпингом, признался вчера Виталий Савельев: в 2009 г. перевозчик недополучил от продажи билетов около 12 млрд руб. А больше половины рейсов (на Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Братиславу и проч.) были нерентабельны. «Но мы шли на снижение цены сознательно», – заверил Савельев.

«Аэрофлот»

авиакомпания. пассажиропоток в 2009 г. – 8,7 млн человек без учета «дочек», более 11 млн человек – с учетом. Основной акционер – государство (51,17%). капитализация – $2,56 млрд. чистая прибыль (2009 г., РСБУ) – 1,55 млрд руб. (спад к 2008 г. на 73%).

«Аэрофлот» все активнее выходит на рынок туристических перевозок: открыл рейсы в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Ларнаку и другие центры притяжения отдыхающих.

Но главную ставку Савельев делает на шесть перевозчиков, которые «Аэрофлот» получит от «Ростехнологий» (крупнейшая из них – ГТК «Россия»). Уже к следующему лету пассажиропоток объединенной компании может составить около 20 млн человек (против 11 млн в 2009 г.). И тогда «мы можем войти в десятку крупнейших авиакомпаний в Европе», резюмирует Савельев.

По европейскому примеру будет организована и работа укрупненного «Аэрофлота»: каждая из восьми «дочек» (с учетом нынешних – «Норд авиа» и «Дон авиа») займет определенную нишу рынка. Сам «Аэрофлот» останется в премиум-классе, а на основе других компаний можно создать чартерного перевозчика и даже дискаунтер.

Как только шесть авиакомпаний перейдут в управление «Аэрофлота», он, по словам Савельева, займется оптимизацией персонала, маршрутов и проч.; есть и финансовые обязательства, в частности реструктуризация кредита ГТК «Россия» в 2,5 млрд руб. перед ВТБ.

Сейчас «Аэрофлот» – 13-й в Европе по числу перевезенных пассажиров. Но даже с новыми «дочками» он может не попасть в десятку, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Слишком активно консолидируются сейчас европейские игроки, объясняет она: Lufthansa поглотила Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines, британскую BMI и проч. Их суммарный пассажиропоток в 2009 г. составил 76,5 млн человек, а у объединенных British Airways и испанской Iberia будет 58 млн. Для сравнения: все авиакомпании России перевезли около 50 млн человек.

Дело за «дочками»

Когда и как «Аэрофлот» получит шесть новых «дочек», Савельев не говорит: есть варианты как с обменом акций между перевозчиком и «Ростехнологиями», так и с передачей активов «Аэрофлоту» по указу президента, но решение за правительством.

Это, впрочем, не мешает компании выкупать собственные акции у структур Александра Лебедева. Часть пакета – 6,3% – приобретена, по 19,5% сделка не закрыта. «С господином Лебедевым никаких проблем нет», – утверждает Савельев, несмотря на то что недавно бизнесмен грозился сорвать сделку. Акции пригодятся, продолжает Савельев: если не для обмена с «Ростехнологиями», то, например, для увеличения free float – он у «Аэрофлота» всего 5–6%. Так что выкупленные у Лебедева бумаги можно продать на рынке.

Пока «Аэрофлот» и «Ростехнологии» обсуждают передачу активов в управление главному перевозчику страны, соглашение будет подписано до конца апреля. И никаких разногласий также нет, уверяет Савельев. Хотя документ планировалось подписать еще в феврале.

Лебедев говорит, что ждет решения правительства. Получить комментарии «Ростехнологий» вчера не удалось.