Бизнес
Бесплатный
Анастасия Дагаева|Алексей Алексеев
Статья опубликована в № 2588 от 20.04.2010 под заголовком: Пролет бизнес-классом

Как вулканический пепел мешал европейской жизни

Авиаторы надеются на прояснение неба над Европой и финансовую помощь правительств своих стран. Тем временем крупные компании отменяют выездные мероприятия, а застрявшие в Европе топ-менеджеры осваивают новые способы путешествия
Ежедневно авиаперевозчики теряли $300 млн из-за извержения вулкана в Исландии
AP

На седьмые сутки после начала извержения исландского вулкана Эйяфьяллайекюль авиасообщение с Европой стало постепенно восстанавливаться. Вчера начали принимать самолеты аэропорты Австрии, Боснии, Сербии, Черногории, Чехии. Остальные страны возобновляют авиасообщение с ограничениями (Германия, Болгария, Дания, Чехия, Финляндия, Швейцария, Польша и проч.) либо продолжают держать закрытым (Франция, Великобритания и проч.), сообщает Eurocontrol, европейская организация по безопасности воздушной навигации.

Сегодня с 10.00 МСК начнется постепенное возобновление полетов, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на заместителя председателя Еврокомиссии Сиима Калласа.

Вчера европейские авиакомпании совершили около около 9000 рейсов из 28 000 запланированных.

С 15 по 18 апреля включительно было отменено больше 63 000 рейсов. Air France – KLM недополучает ежедневно 45–48 млн евро выручки ($61–65 млн), Lufthansa – 40–45 млн евро ($54–60 млн), British Airways – 20–22 млн фунтов стерлингов ($31–34 млн; подробнее см. www.vedomosti.ru), прогнозируется в обзоре UBS. По расчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), европейские перевозчики ежедневно теряют $300 млн (ранее давалась оценка в $200 млн).

Прогнозы ученых неоднозначны. Харальдур Эриксон из Исландской метеорологической службы говорит, что вулканическая пыль будет над Европой как минимум до 23 апреля. «Вулкан может извергаться, потом делать паузу на несколько недель и затем снова извергаться, – отмечает геофизик Сигрун Хрейнсдоттир из Университета Исландии. – В прошлый раз извержение длилось с декабря 1821 г. по январь 1823 г.». Вулканический пепел похож по консистенции на цемент – липкий и мелкий, поэтому он легко проникает в любое технологическое отверстие, пепел налипает на лопатки, что меняет их вес и геометрию, а это, в свою очередь, нарушает равномерность набегающего постоянного потока и может привести к остановке или разрушению двигателя, объясняет суть опасности гендиректор Red Wings и пилот Константин Тетерин. Правда, тестовые рейсы авиакомпаний (уже проведено почти 40 полетов) дали обнадеживающие результаты: самолеты вернулись на аэродромы без заметных повреждений.

Теперь авиаторы рассчитывают на господдержку. Гендиректор British Airways Уилли Уолш сообщил, что авиакомпании уже обращаются к Евросоюзу и национальным правительствам с просьбой о компенсации, ссылаясь на опыт США. Еврокомиссия готова одобрить выделение финансовой помощи, сообщил Каллас. Правительства стран ЕС должны в течение недели предоставить подробные планы помощи перевозчикам за счет налогоплательщиков с обоснованием ее размеров, уточнил чиновник, и тогда их обсудит Совет ЕС.

Как в Европе

Россия воздушное сообщение не закрыла, но «Аэрофлот» был вынужден за четыре дня отменить 301 международный рейс. Всего, по данным Росавиации на 18.00 МСК 19 апреля, отменено 486 рейсов, задержано 78; не может вылететь 46 196 человек. По словам представителя «Аэрофлота», ситуация меняется каждые 15 минут: например, в воскресенье самолет «Аэрофлота» из Москвы в Софию пришлось вернуть с полпути, так как софийский аэропорт экстренно закрылся и об этом стало известно, когда лайнер уже был в воздухе. Вчера «Аэрофлот» начал летать в Ниццу, Прагу и Вену. На Чехию и Австрию перевозчик ставит лайнеры большей вместимости – Ил-96 вместо А-320 и А-319, говорится в сообщении «Аэрофлота». Тем, кто не может вылететь из Европы, предлагается изменить дату или вернуть полную стоимость билета (так сделали более 4000 человек). Авиакомпания «Трансаэро» не может летать лишь в Лондон и Берлин, говорит ее представитель: рейсы в Вену и Франкфурт-на-Майне возобновились вчера. Пришлось, правда, изменить дальние маршруты в Канаду и Доминикану, которые проходили с посадкой в Европе, продолжает он.

Российские авиаторы свои убытки еще не подсчитали, но транспортные проблемы сказались на бизнесе самых разных компаний.

«У меня половина топ-менеджмента холдинга ХК «Композит» зависла в Париже, – рассказал «Ведомостям» гендиректор ХК «Композит» Леонид Меламед, экс-глава «Роснано». – Я вывез человек 20 (в том числе это руководящие сотрудники заводов «Аргон», СНВ, ЗУКМ, «Препрег-СКМ») на конференцию и крупнейшую выставку по композиционным материалам. И сейчас они пробиваются поездами в Россию – прогноз, что в среду доедут до рабочих мест. В итоге мне пришлось отменить большое совещание в Саратове (там находится СНВ. – «Ведомости») по управлению издержками», – расстраивается Меламед. Сам он только в воскресенье вечером смог вернуться в Москву из Парижа: «Вырвался чудом – на частном самолете друзей. Для этого, правда, мне пришлось скататься в Неаполь, где они отдыхали. Летели мы через южный коридор, с гигантским крюком – через Турцию, в обход Украины». Из-за проблем авиасообщения с Европой совет директоров «Лукойла» пройдет в Москве, а не в Стамбуле, как планировалось ранее, сообщил «Интерфакс». «Норникель» должен был сегодня провести в Лондоне «день инвестора», но он перенесен, новой даты нет, передало Reuters. На автобусе с пересадками добирается из Парижа главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. «Железная дорога бастует, машину арендовать невозможно, за билетами на автобус огромные очереди – ужас и бардак страшный», – негодует он. Он надеется доехать на автобусе до Праги, оттуда – до Риги, где, наконец, взять билет на поезд и к концу недели быть в Москве.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать