Гигантский штраф и отзыв 8,5 млн машин не смогли лишить Toyota прибыли

Несмотря на крупнейший в истории отзыв машин, Toyota Motor Corp. сумела получить прибыль по итогам 2010 финансового года. Помогли верность покупателей бренду и скидки для американцев
Д.Гришкин

Toyota

Автоконцерн. акционеры: Japan Trustee Services Bank (10,2%), Toyota Industries Corporation (5,8%), The Master Trust Bank of Japan (5,8%), Nippon Life Insurance Company (3,8%). капитализация – $117,8 млрд (TSE).

По итогам 2009 финансового года, который закончился 31 марта 2009 г., Toyota впервые с 1950 г. показала убыток по US GAAP – 765,8 млрд иен ($7,6 млрд). Но уже в прошлом году (завершился в конце марта 2010 г.) автопроизводитель вновь вернулся к прибыли: 112,2 млрд иен ($1,2 млрд). Брокеры, опрошенные Reuters, прогнозировали, что будет убыток в 6,25 млн иен.

Продажи компании сократились на 4,3% до 7,2 млрд автомобилей по всему миру, а выручка упала на 7,7% до 18,95 трлн иен ($203,6 млрд).

В начале этого года Toyota, продажи которой только начали восстанавливаться вместе с рынком, попала в центр репутационного скандала: ей пришлось отозвать 8,5 млн автомобилей из-за непреднамеренного ускорения. Дефект мог стать причиной гибели нескольких десятков человек. Американские власти признали компанию виновной в том, что она вовремя не уведомила регулирующие органы о дефектах, и оштрафовали Toyota на $16,4 млн. Владельцы машин и акционеры компании подали к ней иски на миллиарды долларов.

Однако отзывы не оказали какого-либо существенного влияния на компанию, констатировал вчера старший управляющий директор Toyota Такахико Идзити. Из-за разразившегося скандала продажи Toyota снизились на 50 000 шт., но ранее она ожидала, что этот показатель будет вдвое больше, передало Bloomberg слова Идзити. Более того, согласно данным Toyota, в Северной Америке, где в основном и бушевали страсти, продажи в январе – марте 2010 г. выросли на 65% по сравнению с тем же кварталом прошлого года до 551 000 автомобилей. В то же время в Европе, власти которой куда спокойнее отнеслись к проблемам Toyota, продажи, напротив, упали на 18,1% до 203 000 автомобилей (по итогам всего года продажи сократились и в Северной Америке – на 5,2% до 2,1 млн шт.).

Слабые европейские продажи Toyota во многом объясняются данными из России, отмечает The Automotive News. Здесь результат Toyota оказался заметно хуже рынка: в 2009 г. компания смогла продать лишь 75 131 автомобиль, что на 63% меньше, чем годом ранее (рынок в целом сократился на 49% до 1,47 млн автомобилей), а в январе – марте 2010 г. продажи Toyota упали на 36% до 13 389 шт., в то время как российский рынок уменьшился на 25% до 293 030 автомобилей.

У владельцев машин Toyota очень сильна привязанность к бренду, а руководство компании публично извинилось перед покупателями за проблемы и предложило американским клиентам серьезные скидки на автомобили: бесплатное техобслуживание в течение нескольких лет и проч., отмечает директор российского представительства JATO Dymanics Владимир Видулов. Это и позволило не допустить резкого сокращения продаж, добавил он.