"Аэрофлот" решил сэкономить на топливе $40 млн

«Аэрофлот» до конца года намерен сэкономить $40 млн на закупках топлива. Осуществить задуманное будет очень трудно, уверены эксперты

«Аэрофлот»

Крупнейшая авиакомпания России. Основной акционер – государство (51,17%). Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 87,6 млрд руб., чистая прибыль – 1,55 млрд руб.

Вчера совет директоров «Аэрофлота» одобрил программу «по выходу на безубыточную эксплуатационную деятельность», сообщила компания. Затраты должны сократиться на 1,9 млрд руб. Это позволит обеспечить «прибыльный результат», отмечается в пресс-релизе, но другие детали не раскрываются. Не уточнил их и представитель «Аэрофлота».

Речь об управленческом учете «Аэрофлота» – внутренних показателях компании, которые не публикуются в отчетах, следует из материалов к совету (копия презентации есть у «Ведомостей»). Ожидаемый убыток компании от эксплуатационной деятельности в 2010 г. – около 700 млн руб. А если будет реализована программа по сокращению издержек, «Аэрофлот» получит 1,3 млрд руб. прибыли.

Больше всего «Аэрофлот» рассчитывает сэкономить на «уменьшении цен» на авиакеросин (1,2 млрд руб.), отмечается в его материалах. Речь о более выгодных условиях поставки, которых компания будет добиваться на тендерах, говорит близкий к «Аэрофлоту» источник. 1,2 млрд руб. – это почти 7% от прошлогодних затрат перевозчика на керосин (около 17,75 млрд руб.). Еще 351 млн руб. «Аэрофлот» надеется выиграть за счет «оптимизации» расходов по наземному обслуживанию в аэропортах. А 156 млн руб. – на расходах «по содержанию парка в исправном состоянии».

Основания для робкого оптимизма у «Аэрофлота» есть. За I квартал этого года, по данным ИАЦ «Кортес», керосин подешевел в среднем по России на 3,2%: 25 декабря 2009 г. спотовая цена составляла 17 098 руб./т, а 26 марта – 16 550 руб./т. Но вряд ли «Аэрофлоту» удастся добиться серьезной экономии. Если авиатопливо и дешевеет, то этот процесс носит краткосрочный характер, отмечает гендиректор компании «ИнфоТЭК» Наталья Шуляр: «Тенденции к снижению цен я не вижу».

Сотрудник «Аэрофлота» уверен, что 1,9 млрд руб. сэкономить удастся. Сейчас перевозчик, по его словам, покупает 60% топлива в базовом аэропорту «Шереметьево», тендеры проходят раз в месяц, но часто небольшие поставщики не могут принять в них участие: их не пускают крупные заправщики. Теперь «Аэрофлот» намерен это изменить, добавляет он.

Впрочем, все выкладки «Аэрофлота» не учитывают возможный отказ компании от роялти – платежей иностранных перевозчиков за Транссибирскую магистраль, говорит близкий к «Аэрофлоту» источник. В 2008 г. «Аэрофлот» получил свыше 11 млрд руб. таких роялти (о чем сообщал совету директоров в декабре 2009 г., более поздних данных нет); часть средств он передал государству, но 8,96 млрд руб. осталось у компании. Нужно отказаться от этого «наркотика», говорил год назад гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Но вопрос не решен, отмечает источник, близкий к совету директоров: единой позиции у чиновников нет, слишком велики риски для «Аэрофлота».