"Аэрофлот" решил сэкономить на топливе $40 млн

«Аэрофлот» до конца года намерен сэкономить $40 млн на закупках топлива. Осуществить задуманное будет очень трудно, уверены эксперты

Вчера совет директоров «Аэрофлота» одобрил программу «по выходу на безубыточную эксплуатационную деятельность», сообщила компания. Затраты должны сократиться на 1,9 млрд руб. Это позволит обеспечить «прибыльный результат», отмечается в пресс-релизе, но другие детали не раскрываются. Не уточнил их и представитель «Аэрофлота».

«Аэрофлот»

Крупнейшая авиакомпания России. Основной акционер – государство (51,17%). Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 87,6 млрд руб., чистая прибыль – 1,55 млрд руб.

Речь об управленческом учете «Аэрофлота» – внутренних показателях компании, которые не публикуются в отчетах, следует из материалов к совету (копия презентации есть у «Ведомостей»). Ожидаемый убыток компании от эксплуатационной деятельности в 2010 г. – около 700 млн руб. А если будет реализована программа по сокращению издержек, «Аэрофлот» получит 1,3 млрд руб. прибыли.

Больше всего «Аэрофлот» рассчитывает сэкономить на «уменьшении цен» на авиакеросин (1,2 млрд руб.), отмечается в его материалах. Речь о более выгодных условиях поставки, которых компания будет добиваться на тендерах, говорит близкий к «Аэрофлоту» источник. 1,2 млрд руб. – это почти 7% от прошлогодних затрат перевозчика на керосин (около 17,75 млрд руб.). Еще 351 млн руб. «Аэрофлот» надеется выиграть за счет «оптимизации» расходов по наземному обслуживанию в аэропортах. А 156 млн руб. – на расходах «по содержанию парка в исправном состоянии».

Основания для робкого оптимизма у «Аэрофлота» есть. За I квартал этого года, по данным ИАЦ «Кортес», керосин подешевел в среднем по России на 3,2%: 25 декабря 2009 г. спотовая цена составляла 17 098 руб./т, а 26 марта – 16 550 руб./т. Но вряд ли «Аэрофлоту» удастся добиться серьезной экономии. Если авиатопливо и дешевеет, то этот процесс носит краткосрочный характер, отмечает гендиректор компании «ИнфоТЭК» Наталья Шуляр: «Тенденции к снижению цен я не вижу».

Сотрудник «Аэрофлота» уверен, что 1,9 млрд руб. сэкономить удастся. Сейчас перевозчик, по его словам, покупает 60% топлива в базовом аэропорту «Шереметьево», тендеры проходят раз в месяц, но часто небольшие поставщики не могут принять в них участие: их не пускают крупные заправщики. Теперь «Аэрофлот» намерен это изменить, добавляет он.

Впрочем, все выкладки «Аэрофлота» не учитывают возможный отказ компании от роялти – платежей иностранных перевозчиков за Транссибирскую магистраль, говорит близкий к «Аэрофлоту» источник. В 2008 г. «Аэрофлот» получил свыше 11 млрд руб. таких роялти (о чем сообщал совету директоров в декабре 2009 г., более поздних данных нет); часть средств он передал государству, но 8,96 млрд руб. осталось у компании. Нужно отказаться от этого «наркотика», говорил год назад гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Но вопрос не решен, отмечает источник, близкий к совету директоров: единой позиции у чиновников нет, слишком велики риски для «Аэрофлота».